Скучный аудиовизуальный театр без геймплея — обзор Hellblade 2

Сиквел, который хорошо смотрится, но плохо играется
Скучный аудиовизуальный театр без геймплея — обзор Hellblade 2

Что изменилось с предыдущей статьи

Спустя сутки после релиза Hellblade 2 в нашем блоге вышел материал с впечатлениями от игры спустя несколько наигранных часов — в контексте проекта оказалось, что до финала я не допрошёл совсем чуть-чуть. В той статье мне довелось изложить своё мнение о тайтле с позиции человека, который не знаком с оригиналом и влетел в серию только со второй части. 

«В какую дурку, вы чё угараете?»: первые впечатления от Hellblade 2

То есть игру я рассматривал в вакууме, без привязки к первоисточнику. Про первую часть мне доводилось слышать часто и много в положительном ключе. Однако после шести часов геймплея я сделал несколько наблюдений, которые окончательно подтвердились после полного завершения Hellblade 2. 

Некоторые из них были упомянуты мной в предыдущем материале об игре, но полноценного развития они так и не получили. После полного осмысления увиденного в проекте все итоговые мысли, а также эмоции я изложу в данном обзоре. Разберём тайтл на составляющие и отдельно поговорим про каждую из них. Приятного прочтения!

Ninja Theory может повторить судьбу авторов Hi-Fi Rush

Начнём издалека. Hellblade 2 была анонсирована пять лет назад на церемонии The Game Awards 2019. Затем команда Ninja Theory уходила в глубокое затишье три раза: сначала до 2021 года, затем до 2023-го, а после — вплоть до релиза. Казалось бы, в третьем трейлере авторы уже наметили сроки выпуска игры, поэтому Microsoft должна была начать раскочегаривать кампанию по её продвижению, однако этот рекламный котёл даже толком не успел нагреться. 

Трейлер Hellblade 2
Кадр из анонсирующего трейлера Hellblade 2

Подобная ситуация у Microsoft сложилась с невероятно успешной Hi-Fi Rush, которая смогла выстрелить не благодаря, а вопреки действиям издателя. Детище ныне почившей Tango Gameworks попало в каталог Game Pass в день анонса. Хоть  проект и вышел в подписке моментально с почти нулевой рекламой, он смог привлечь к себе внимание огромного числа игроков — на момент выпуска материала аудитория экшена могла давно превысить более 5 миллионов человек. Сама корпорация называла его одним из самых успешных релизов Bethesda и Xbox за последние годы. Также творение японской студии удостоилось кипы наград на различных церемониях: от The Game Award до BAFTA.

Невзирая на это, в начале мая 2024 года Microsoft объявляет о закрытии студии Tango Gameworks. Студии, которая до этого выпустила неплохую дилогию сурвайвал-хорроров The Evil Within. Так как же данная ситуация связана с Hellblade 2? А вот напрямую, отвечу я вам.

Все проекты студии Tango Gameworks
История Tango Gameworks завершилась после выпуска всего четырёх проектов

Велика вероятность, что судьба японской команды может постигнуть и британцев из Ninja Theory. Рекламная кампания продолжения психологического триллера состояла из пары трейлеров и скриншотов, которые авторы публиковали в своём официальном Twitter-аккаунте раз в полгода/год. 

Причём Hellblade 2 позиционировался как один из главных тайтлов в линейке Xbox в 2024 году. Складывается ощущение, будто Microsoft вообще не была озабочена вопросом продвижения проекта. Hellblade — это не именитая серия, насчитывающая несколько частей и миллионов фанатов по всему миру, чтобы аккумулировать вокруг себя внимание геймерского сообщества парой роликов (хотя даже при таком раскладе для выжимки всех соков из игры, издателю всё равно надо беспокоиться о широкой рекламной кампании). 

Естественно, спустя несколько дней после релиза тайтла говорить о его провале и заочно списывать Ninja Theory со счетов не стоит. Однако, держа в голове все факты и последние новости, вырисовывается чрезвычайно пессимистичная картина. Надеяться только на чудо, которое произошло в случае с Hi-Fi Rush, явно не стоит.

В Steam, к примеру, пиковый онлайн Hellblade 2 составил 3,9 тысячи человек, хотя та же никому не известная на момент выхода Hi-Fi Rush собрала одновременно 6,1 тысячу игроков. Да, львиную долю геймеров забирает на себя Game Pass, но в сухом сравнении результат всё равно выглядит мелковатым. 

Онлайн Hellblade 2
 Пиковый онлайн Hellblade 2 в Steam

Очень надеюсь, что несмотря на всё это сиквел покажет себя хорошо как в глазах разработчиков, так и издателя, поскольку в противном случае коллектив Ninja Theory могут ждать крайне печальные последствия. 

В сиквел можно влетать без оригинала

Начну с того же, чем начинался мой текст в предыдущий раз: проходить оригинал перед сиквелом необязательно. Все душевные терзания и контекст происходящих событий в первой части игра пересказывает в удобной открывающей кат-сцене, чтобы новичок или позабывший сюжет геймер мог пробежаться по верхам для лучшего понимания общей канвы истории.

Главная троица в Hellblade 2
Центральные персонажи истории

 К первоисточнику продолжение всё-равно в некоторых местах отсылается, но если вы быстро всё схватываете, то недопониманий возникнуть не должно. После разговора с игравшим в обе части коллегой тот подтвердил, что в сиквеле повествуется о совершенно новой главе в жизни Сенуа с другими действующими лицами и вызовами, так что все опасения можете отбросить со спокойной душой.

События Hellblade 2 разворачиваются в Исландии. После пережитого главная героиня отправляется к острову на корабле работорговцев, чтобы отомстить викингам, которые разорили её родину. Однако по воле злого рока судно терпит крушение, и Сенуа оказывается втянута в череду неожиданных событий, в ходе которых сразится с великанами и другими существами из скандинавской мифологии.

У игры черепаший темп во всём

Hellblade 2 представляет собой не самый интересный симулятор ходьбы с перебивками на сражения, головоломки и сюжетные кат-сцены. Во время подготовки этого материала мне сразу вспомнилась российская Indika, которую полноценно назвать игрой я не могу из-за чрезвычайно малого числа геймплейных механик. Конечно, новое путешествие Сенуа более разнообразно, однако всё равно по своей природе больше походит на аудиовизуальное произведение искусства.

Боевка в Hellblade 2
Постановка в боях что надо

Рассмотрим все три элемента игрового цикла по отдельности. Брождение по локациям доставляет непомерное удовольствие, так как с точки зрения визуала Hellblade 2 вызывает сплошной восторг и эстетическое наслаждение. Правда в остальное время вам придётся карабкаться по отвесным скалам, протискиваться в узкие пещерные проходы и ходить по указанным тропинкам. 

При этом сам темп игры до умопомрачения медленный — сразу вспоминается момент, когда протагонистка БУКВАЛЬНО три минуты реального времени просто ползёт по миниатюрному и тёмному туннелю. Во время этого необычайно «весёлого» отрезка от игрока требуется только беспрерывно держать палец на клавише W. Моя усидчивость не прошла подобное изнурительное испытание, поэтому спустя полторы минуты я уже параллельно листал ленту Telegram. Причём ловить себя на желании достать смартфон за время прохождения приходилось ни один раз. 

Трудный путь в Hellblade 2
Будет неприятно сорваться с такого уступа

Я понимаю, что конкретно данный сегмент должен был показать, насколько Сенуа тяжело пробираться через этот проход, как её морально давят голоса в голове и что она проходит сквозь запредельные испытания. Но для погружения меня в состояние потока подобного не хватило, поскольку играется это жутко скучно и утомительно.

Примитивные, но зрелищные сражения

Со стороны постановки боевые сегменты в Hellblade 2 — пик визуального удовлетворения. Чувствуется, как каждый удар героини прорезает кожу врагов, ощущаешь тяжесть удара и импакт от него. Поражает количество записанных анимаций добиваний врагов, которые также выглядят невероятно эффектно: Сенуа то грациозно перерезает противникам горло, то протыкает их мечом насквозь, то вонзает клинок в грудную клетку. Внутренняя кровожадность игрока утоляется сполна. 

К концу прохождения мне даже было тяжело припомнить, чтобы один и тот же добивающий удар успел повториться хотя бы два раза. Ninja Theory проделала титаническую работу, чтобы сражения увлекательно смотрелись, однако игро-механически не всё так радужно.

Добивание в Hellblade 2
Весьма оригинальное добивание

Сенуа может делать слабый/сильный удар, ставить блок, парировать, уворачиваться и использовать спецспособность для быстрого умерщвления оппонентов. Набор возможностей невероятно скучен, да и ещё все схватки проходят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО один на один. Возникало множество ситуаций, когда враги со всех сторон окружали протагонистку, однако драться они выходили сугубо по-очереди. 

Несмотря на всю кинематографичность битв, они успевают приесться ещё до финальных титров, так как механики очень поверхностные. К тому же, все сражения проходят сугубо по одному сценарию: пытаешься парировать врага, изредка уворачиваешься, спамишь кнопку удара и повторяешь весь цикл до победного конца. 

Геймплей работает в отрыве от нарратива

Последним недостающим кусочком пазла выступают головоломки. Всего их три вида, однако сложностью они не блещут — решение загадки вырисовывается после беглого взгляда на локацию и 30 секунд раздумий. Каюсь, в других проектах у меня регулярно возникают всяческие подтупливания, доходя до того, что за ответом я лезу на YouTube.

Головоломка в Hellblade 2
Головоломка из разряда «посмотри на элементы окружения под правильным углом»

Но в головоломках Hellblade 2 банально не над чем сидеть и думать, поскольку нужная последовательность действий настолько проста, что догадается до неё даже 10-летний ребёнок. И дело тут не в том, что дизайнеры спроектировали настолько интуитивные загадки: в них напросто нет «изюминки» и челленджа.

В геймплейном плане игра до невозможности тривиальна и однобока. В итоге проект действительно можно назвать интерактивным театром. Авторы сами это подчёркивают, делая явный акцент на совершенно других аспектах. И это порождает важную проблему — геймплея практически нет, поэтому он работает в отрыве от нарратива и никак не дополняет его.

Не дожали тему психического отклонения героини

Казалось бы, раз все усилия разработчиков были направлены на создание крепкого нарратива, то с ним всё должно быть хорошо, верно? А вот как бы не так. Авторы всяческими художественными приёмами пытаются передать душевные терзанья и психологическую нестабильность Сенуа.

Пейзаж, интегрированный в головоломку в Hellblade 2в
Снова головоломка

Один из них — навязчивые голоса в голове героини, которые комментируют её действия, отговаривают от принятия некоторых решений и высказывают своё мнение о недавно произошедших событиях. Доходит даже до того, что они не умолкают и во время диалогов, встраивая свои реплики поверх речи других персонажей.

Над аудио в Ninja Theory тоже изрядно постарались — от неожиданности все эти шептания вызывали у меня мурашки по всему телу. Похвально, да, но если вглядеться в суть их постоянного бубнежа, то возникает только один вопрос: зачем эти голоса вообще нужны?

Проход через пещеру в Hellblade 2
Тот самый момент, когда Сенуа ползёт по пещере три минуты реального времени

Вероятно, их извечное неумолкание должно было дополнительно показывать, что у Сенуа не всё в порядке с головой, но на деле достичь нужного эффекта не удалось. При внимательном прослушивании реплик этих внутренних демонов я понял, что ничего сверхстранного в их репликах нет, так как это больше похоже на типичный внутренний монолог с самим собой.

Голоса часто сомневаются в героине, рефлексируют и даже подбадривают её. Ничего экстраординарного или выходящего за рамки «нормальности» — подобные вещи я проговариваю и у себя в голове. 

Постановочный бой в Hellblade 2
Хоть на героиню и напали сразу двое врагов, однако сражаться с ними нужно всё равно по очереди

Что касается остальных выбранных приёмов, то они чрезвычайно избиты и отдают флёром репетативности. Подобные тропы использовались уже во множестве других играх и фильмах, поэтому на меня должного впечатления они не произвели, ибо я постоянно крутил фразу «где-то я это уже видел».

В любом случае, за историей и персонажами интересно наблюдать. Грандиозных откровений ждать не стоит, но увлечь и сидеть в ожидании очередной кат-сцены с лёгкостью побудит. 

Hellblade 2 показывает виды небывалой красоты

Самая сильная сторона Hellblade 2 — визуальная составляющая. Технологического прорыва в плане графики игра, конечно, не совершила, однако даже на средне-высоких настройках выдаёт неимоверно сочную, насыщенную и душистую картинку. 

Красивый пейзаж в Hellblade 2
Сплошной восторг от видов

Я обожаю фоторежимы в играх и люблю с ними побаловаться на примитивном уровне, поэтому был приятно удивлён наличию такой функции в Hellblade 2. Пользоваться ею приходилось постоянно. Исландия — крайне фотогеничное место как в жизни, так и в тайтле: обшарпанные деревеньки на берегу, опасные скалы, ледниковые возвышенности, бушующие моря, пышная растительность и другие прелести.

Порой при заходе в фоторежим не надо заниматься выставлением ракурса, перспективы и других тонкостей, ведь все самые удачные кадры игра показывает сама. Восхищение вызвали и лицевые анимации персонажей, особенно главной героини.

Фоторежим в Hellblade 2
Настройка фоторежима

Мимика Сенуа получилась настолько реалистичной и детализированной, что начинаешь сомневаться, не фильм ли ты сейчас смотришь. Стоит отдать должное и актёрской игре Мелины Юргенс, которая не только стала прототипом для внешности главного персонажа, но и воплотила его роль.

И снова я должен добавить порцию критики. Если ты наконец-то отрываешься от созерцания красот древней и во многом девственной Исландии, то вопреки такому сказочному визуалу мир Hellblade 2 кажется невероятно искусственным. В игре преступно маленькая интерактивность с окружением. Пользователь может только открывать двери, зажигать факелы и переносить непонятные шарики из одного гнезда в другое для решение головоломки.

Великан в Hellblade 2
Встреча с великаном лицом к лицу

Во время прохождения у меня многократно возникало желание, чтобы Сенуа могла подобрать и изучить какие-то предметы на локации, погреться у костра, умыть лицо в водоёме или спустить пресловутое ведро в колодец. Подобные, на первый взгляд, мелочи сильно работают на ещё большее погружение игрока в атмосферу, однако здесь всё, что тебя окружает — обычная декорация.

Что в итоге?

Для описания Hellblade 2 идеально подходят слова кинематографическая, технологичная и живописная, а вот назвать её увлекательной, глубокой и целостной точно не получиться. Проект Ninja Theory оказался малосодержательным, а почти все его составляющие — лишены должной проработки.

Отсутствие внимания к деталям, однообразный игровой процесс, клишированные приёмы, картонный мир и не в полной мере раскрытая основная тема не позволили мне пробраться сквозь пучину проблем Сенуа и проникнуться ими. Вроде бы все элементы только и нацелены на то, чтобы погрузить геймера в душевное состояние героини, но через меня они прошли словно песок сквозь пальцы.

Я пытался зацепиться хоть за что-то, однако кроме любопытной истории, мурашек от шептания в первые минуты, похвальной актёрской игры и красивых скриншотов виртуальной Исландии для рабочего стола больше ничего выцепить не удалось.

Hellblade 2 — в первую очередь аудиовизуальное произведение искусства, нежели игра. Возможно, при рассмотрении проекта в купе с первой частью кто-то придёт к другим выводам, однако, оценив сиквел как самостоятельный продукт и разложив его на составляющие, авторы так и не смогли выстроить крепкий каркас для истории, которую хотели рассказать. Как только я попытался проверить конструкцию на прочность, то она развалилась словно карточный домик от лёгенько дуновения ветерка.

Рекомендовать сиквел к покупке буду только тем, кто хочет насладиться внеземными видами Скандинавии или фанатам серии, желающим самостоятельно увидеть продолжение истории Сенуа. Остальные могут спокойно пройти мимо, ограничившись просмотром игрофильма из кат-сцен — вы ничего не потеряете. 

Оценка автора Kupikod игре Hellblade 2
А ведь такие надежды подавала...

Послесловие 

К сожалению, игру Senua's Saga: Hellblade 2 убрали из продажи в русском Steam уже через день после релиза: кто успел, тот купил. Проект на сегодняшний день нельзя приобрести в российском регионе Steam даже с помощью гифта. К счастью, Xbox Game Pass всё так же работает на территории РФ, и игра в нём доступна.

Приобрести подписку Game Pass из России можно на Kupikod: купить Game Pass.

Кроме того, если вы сменили регион аккаунта Steam с российского на зарубежный, игру можно купить напрямую из России гифтом, не пополняя кошелек: купить Senua's Saga: Hellblade 2.

Понравилась статья? У нас есть ещё больше 🫦

Больше контента:

article image
Реклама мобильных игр: почему она намного интересней, чем сама игра
Куда ушли времени хороших мобилок...
Артём Огнев
@Marston27.05.2024 06:54
article image
Playrix: Gardenscapes и Homescapes. Как Российская компания изменила индустрию мобильных игр
Риск - награда
Артём Огнев
@Marston27.05.2024 06:31
article image
День Рождения Kupikod BLOG. Подарки и раздача кодов
Откройте - это подарки от Kupikod
Никита Прокофьев
@Прокофьев24.05.2024 03:00
banner