«В какую дурку, вы чё угараете?»: первые впечатления от Hellblade 2

Одна игра - два мнения
«В какую дурку, вы чё угараете?»: первые впечатления от Hellblade 2

Мнение об игре с двух точек зрения

Вчера разработчики из Ninja Theory порадовали геймерское сообщество долгожданным релизом Hellblade 2.

Правда, есть одна загвоздка: критики приняли проект сдержанно-высокими оценками. К примеру, на Metacritic игра получила свыше 80 баллов: в основном её ругают за то, что геймплейные механики не получили должного уровня развития, так что в данном аспекте от первой части она далеко не ушла.

Поэтому в статье с первыми впечатлениями мы покажем две точки зрения:

Арсений на днях прошёл оригинал (и даже выбил в нём все достижения, чем не может здесь не похвастаться), Никита же пропустил первоисточник, из-за чего поделится своими мыслями без привязки к оригиналу. Материал будет полезен как фанатам серии, так и тем, кто про игру слышал, но постоянно откладывал её в долгий ящик.

Проходить оригинал необязательно

Никита: Hellblade явилась на свет в августе 2017 года из под крыла небольшой британской студии Ninja Theory. Психологический триллер, повествующий о нелёгкой жизни воительницы по имени Сенуа, получил крайне тёплый приём как от критиков, так и рядовых геймеров. Больше всего пользователей удивляло, что крошечная команда из 20 человек смогла создать продукт, не уступающий по качеству другим приключенческим AAA-проектам.

Начало в Hellblade 2

Об игре я слышал много и часто, однако лично «пощупать» её перед выходом сиквела так и не довелось — оригинал уже на протяжении нескольких лет продолжает пылится на задворках моей библиотеки Steam (вместе с десятком других нетронутых тайтлов). Обычно перед написанием материала о каком-либо проекте я, по возможности, стараюсь проходить его предыдущие части, но в этот раз формат статьи предполагает выйти за рамки устаканившейся традиции, поэтому знакомство с безумным внутренним миром Сенуа я начал именно с Hellblade 2.

Изначально мне казалось, что без багажа знаний о событиях первоисточника будет сложно вклиниться в контекст продолжения. Благо, на проверку это оказалось совершенно не так — всю подноготную душевных терзаний и злоключений главной героини авторы любезно пересказывают в прологе. 

Первая драка в Hellblade 2

В том или ином виде Hellblade 2 регулярно отсылает к первой части, однако сиквел повествует о совершенно новой главе в жизни Сенуа с другими действующими лицами и опасностями, поэтому свежая аудитория может без лишних переживаний врываться в серию со второй игры.

Путь длиною в пять лет — от анонса к релизу

Арсений: Мне почему-то хорошо запомнился анонс второй части на The Game Awards в 2019 году. Там было мало действительно выдающихся игровых анонсов, а вот трейлер сиквела Hellblade меня впечатлил визуалом, звучанием и эффектами. Он выделялся на скудном фоне других «сюрпризов» от Джеффа Кили, который своими обещаниями постоянно подпитывает интерес публики к шоу и прогревает простых геймеров на просмотр «скукоты».

Про игру после анонса всем геймерским сообществом дружно забыли. В 2021 году, на той же самой TGA, вновь показали новый трейлер с похождениями Сенуа. Всё так же без подробностей о дате выхода, но зато хоть с геймплеем. И опять же, никакого медийного развития в сети, дневника разработчиков или порции игрового процесса для игрожуров геймеры, увы, так и не увидели. Посчитали, что двух трейлеров на престижной церемонии достаточно, но не тут то было!

Джефф Кили и PR-менеджеры из студии Ninja Theory вновь всех переиграли и в третий раз показали трейлер на The Game Awards 2023. Я тогда ещё подумал, что это, видимо, теперь будет традицией церемонии — раз в два года показывать видеоролик про сиквел и после уходить в инвиз. Но нет, в конце очередного трейлера был раскрыт заветный год выхода — 2024. Обошлось даже без переносов, поэтому релиз состоялся в срок и все купившие с чистой совестью (и слегка опустошенными карманами) смогли отправиться играть.

Снова беды с башкой 

Никита: События Hellblade 2 разворачиваются в Исландии. Протагонистка отправляется к острову на корабле работорговцев, чтобы отомстить викингам, которые разорили её родину. Однако по воле злого рока судно терпит крушение, и Сенуа оказывается втянута в череду неожиданных событий, в ходе которых сразится с великанами и другими существами из скандинавской мифологии.

Первая спокойная сцена в Hellblade 2

В игре Ninja Theory главная ставка сделана на борьбе не с внешними врагами, а внутренними демонами. Сенуа страдает от целого букета психических расстройств, переживаний и непроработанных травм. В первую очередь геймер играет за человека. Человека, который лицезреет смерти и страдания людей чаще, чем дневной свет.

Такое число травмирующих событий в жизни сильно пошатнуло разум протагонистки. Причём игрок ощущает это не только благодаря различным художественным приёмам, но и в геймплейном плане. К примеру, Сенуа постоянно слышит в голове навязчивые голоса, которые комментируют её действия, отговаривают от принятия некоторых решений и высказывают своё мнение о недавно произошедших событиях. 

Разрушенная деревня в Hellblade 2

Арсений: Психоз главной героини Сенуа — визитная карточка и фишка серии Hellblade. Мало в какой игре предоставляется возможность пройти путь за душевнобольного человека, если, конечно, вы не дотер, которому все никак не попадутся нормальные тиммейты, тогда понимаю. При таких условиях, конечно, с ума сойдешь.

Серьёзность подхода разработчиков к изображению психического расстройства впечатляет. Когда ты только садишься играть в первую часть, то эти голоса начинают вызывать раздражение до такой степени, что хочется встать со стула и заорать в экран монитора: «Да заткнитесь вы уже, мне моих голосов в голове в реальной жизни хватает, а тут еще играть с вами надо!». При должном уровне эмпатии игрок моментально проникается проблемами Сенуа, поэтому его переживания за героиню выходят на новый уровень.

Первые головоломки в Hellblade 2

Благодаря тому, что Сенуа, пройдя тот долгий и изнурительный путь в первой части, смогла примириться со своими внутренними демонами и найти с ними общий язык, голоса в голове перестали быть настроены к ней так пессимистично. Поэтому все грубости в большой мере канули в лету (иногда проскакивают, но думаю, что они это по инерции уже делают и уж точно не со зла) и наконец начали подбадривать её в трудные моменты

Никита: Игрок, ровно как и героиня, ни минуты не может провести в спокойствии, так как эти голоса разговаривают ПОСТОЯННО: во время сражений, решения головоломок или даже неспешной прогулки по локации. Доходит даже до того, что они не умолкают и во время диалогов, встраивая свои реплики поверх речи других персонажей. 

Голоса в Hellblade 2

Опыт весьма необычный, однако для полного погружения нужно играть обязательно в наушниках. В плане аудио авторы проделали колоссальную работу — от неожиданности все эти шептания вызвали у меня мурашки по всему телу.

Тема психических расстройств — краеугольный камень Hellblade 2. Почти все элементы игры заточены под то, чтобы человек по ту сторону экрана мог как можно ярче и точнее увидеть мир, каким его видит Сенуа. 

Арсений: Вот мой совет, который подойдет как для первой, так и для второй части: обязательно играйте в наушниках, это совершенно другой опыт. Я, в отличие от некоторых игровых журналистов, беден, и мне пока что не платят за облизывание какой-либо игры или её фичи, соответственно вас я не обманываю. Твёрдо и чётко. Ну а если отринуть шутки, то это всё для того, чтобы лучше вжиться в роль Сенуа. Серьезно, за такое погружение и звук, игре можно спокойно еще один балл накинуть к итоговой оценке: в этом аспекте разработчики прям потрудились.

Компаньоны в Hellblade 2

Красочная, зрелищная, но чересчур скудная боёвка

Никита: Боевая система получилась до чёртиков кровавой и эффектной, но до умопомрачения простенькой. Сенуа может использовать слабую/сильную атаку, парировать, ставить блок и отпрыгивать — на этом перечень доступных приёмов и заканчивается. Смотрится эпично, но ощущается слишком скучновато.

Виды в Hellblade 2

Жирнющим плюсом я отдельно выделю добивания врагов, каждую анимацию хочется смаковать. Причём за шесть наигранных часов я практически вообще не видел повторяющихся анимаций убийства врагов. Героиня вскрываем им шеи, протыкает насквозь, пробивает грудную клетку, перерубает позвоночники и чего только ещё не делает — даже садисты не останутся равнодушными от таких зрелищ.

Сражения — лишь одна из составляющих геймплейного цикла. Двумя оставшимися частями выступают брождение и решение пространственных головоломок. Что касается второго, то сложностей с их решением практически ни у кого не должно возникнуть. Правда, было бы отлично добавить им больше разнообразия, а то местами они начинают навевать скуку. 

Разнообразие локаций в Hellblade 2

Арсений: Как же ощущается вторая часть для человека, который буквально за день до выхода сиквела впервые ознакомился с оригинальным приключением? На удивление, по первым впечатлениям, это именно то, чего ожидаешь от продолжения. Вторая часть сохранила свою привычную формулу и основной геймплейный цикл, не перетерпев грандиозных изменений. 

Возможно, кто-то занесет подобную стабильность в минусы новой части, поскольку в геймплейном плане авторы не стали изобретать велосипед. Зато как же ребята из Ninja Theory прокачались в кинематографичности! Когда я запустил игру, то представлял рядом с собой Мартина Скорсезе, который кивал вместе со мной и приговаривал: «This… this is Cinema».

Больше про боевую систему в Hellblade 2

Хоть боевая система и сохранила свой первозданный вид, но изменения в ней тоже имеются. Бои с противниками стали выглядеть менее аркадно, нежели в первой части. В сиквеле сражения с подлецами и негодяями теперь намного более реалистичны за счет плавности анимаций и зрелищности добиваний. В некоторые моменты мой внутренний безжалостный фанат Mortal Kombat был в восторге и требовал больше крови богу крови, но не переживайте, в реальной жизни он и мухи не обидит. Наверное…

Отличия от оригинала

Арсений: В своем первом приключении Сенуа была одна-одинёшенька, не считая, конечно, таких спутников, как доброе привидение в виде возлюбленного Диллиона и теневого призрака, которым был полоумный консервативный отец воительницы, так что да, в сиквеле эту деталь тоже доработали. Теперь же, в новой главе истории, у неё появились спутники с которыми она может общаться не только у себя в черепной коробке. Пришлось-таки разрабам потратиться на модельки!

Проработка деталей в Hellblade 2

Я уже упоминал про ставку на кинематографичность в сиквеле и понял, почему не только у меня может возникнуть такое ощущение. Всё дело в том, что во второй части по умолчанию стоят черные полоски (в настройках их на момент написания статьи нельзя было убрать, это не я косорукий, честно), делающие соотношение сторон экрана 16:9, которые и добавляют игре вот этот пущий киноэффект. Сначала я подумал, что это действительно авторская задумка, но помимо этого есть еще всякого рода ограничения по настройкам графики. Например, нельзя отключить размытие в движении, зернистость и хроматическую аберрацию. На мой взгляд, эти штуки сильно «замыливают» картинку, поэтому по возможности всегда их отключаю.

Завораживающий, но пластамссовый мир

Никита: Я огромный фанат фоторежимов в играх, поэтому был приятно удивлён наличию такой функции в Hellblade 2. А пользоваться ею приходилось очень и очень часто. Исландия — невероятно фотогеничное место как в жизни, так и в игре: обшарпанные деревеньки на берегу, опасные скалы, ледниковые возвышенности, бушующие моря, пышная растительность и другие прелести.

Азы фоторежима в Hellblade 2

Заходя в фоторежим даже порой не нужно заниматься выставлением ракурса, поскольку красота здесь куда не посмотри. Радует также трепетная детализация окружения и невероятно обворожительна игра солнечных лучиков. Ну сплошная красота, ни дать ни взять! Хочется просто гулять по этому «райскому» острову и пристально всё рассматривать.

Арсений: Когда в 2024 году запускаешь игру семилетней давности, то непроизвольно спрашиваешь себя: «Это что, действительно тогда была такая графика?!». И нет, это не оскорбление игры, как кто-то мог подумать, а в точности наоборот. Графика в тайтле потрясающая, тут прям мое почтение. Лицевая анимация, текстуры, проработка локаций — все на высшем уровне. 

Возможности фоторежима в Hellblade 2

Красивые виды, чарующие пейзажи и завораживающие ландшафты — хочется не идти дальше по сюжету, а вооружиться фоторежимом и делать скриншоты себе на рабочий стол. А потом показывать их недальновидным коллегам (одногруппникам или одноклассникам, смотря где вы сейчас пребываете), которые поверят, что вам удалось отдохнуть в районе Исландии.

Никита: Несмотря на такую сказочную картинку, мир кажется невероятно искусственным. В игре чрезвычайно мало интерактивности с окружением. Спектр возможностей пользователя ограничивается открытием дверей, зажжением факела и переносом непонятных шариков из одного гнезда в другое для решение головоломки.

Получение информации о лоре в Hellblade 2

Чрезвычайно не хватает того, чтобы главная героиня могла найти на локации какой-то занимательный предмет, начать его рассматривать, нечаянно рассыпать груду камешков, пошариться в ящиках, шкафах или чего-то подобного. Из-за скудного количества механик и жёстких рамок в вопросе взаимодействия на мир проект ближе к аудиовизуальному произведению искусства, нежели видеоигре.

Арсений: Кстати, если вы фанат историй про Одина, Тора, Локи и прочих скандинавских мифических суперстаров, а последние (или, лучше сказать, крайние) приключения Кратоса с сыном запали в сердечко, то сеттинг Hellblade вам придется по душе. Ведь игра выполнена в стилистике темного фэнтези, основанного на кельтской и скандинавской мифологии. По ходу прохождения вы будете находить разбросанные рунические камни, которые дают возможность услышать короткие рассказы о событиях и богах из скандинавских мифов.

Что же имеем в итоге?

Никита: Hellblade 2 — это не мифический эпос о герое-спасителе, который лёгким взмахом меча рубит головы врагов и в конце спасает мир от тотального Зла. Сенуа — обычный человек. Сломанный человек, который, несмотря на пережитый кошмар, устоял и не потерял контроль над собой. 

Еще немного про сражения в Hellblade 2

Девушка глубоко травмирована, а её душевное состояние больше напоминает разбитую хрустальную вазу, осколки которой она старательно пытается отыскать и склеить. Сенуа научилась бороться со своими страхами, однако всё равно находится в вечной битве. Битве с самым главным Злом в её жизни. Оно скрывается не в Хельхейме или Исландии, а в ней самой.

Даже если вы не знакомы с первой частью, то преграды для прохождения второй отсутсвуют. Смело покупайте и играйте, а я пока вернусь к терзаниям Сенуа, чтобы вместе с ней разделить оставшуюся часть истории.

Кинематографичность в Hellblade 2

Арсений: После нескольких часов геймплея у меня сложилось такое мнение: у сиквела необычная завязка для нового злоключения в жизни Сенуа. После концовки первой части она решает сражаться против рабовладельческого уклада жизни северян и отправляется в Исландию, там попадает в непогоду и вынуждена скитаться с человеком, который мало того, что её саму чуть не убил, так ещё и страшных историй у костра завез про каких-то неведомых культистов и великаншу, проживающую на острове. 

И в последний раз про виды в Hellblade 2

Так что я уверен, что разработчики и в этот раз смогут рассказать не только хорошую историю, но и вновь показать всему игровому сообществу что такое безупречная постановка. А я пойду дальше проходить игру, чтобы увидеть заветный трейлер третьей части на TGA через пару лет…

В порядке послесловия

К сожалению, игру убрали из продажи в русском Steam уже через день после релиза: кто успел, тот купил. Проект на сегодняшний день нельзя приобрести в российском регионе Steam даже с помощью гифта. К счастью, Xbox Game Pass всё так же работает на территории РФ, и игра в нём доступна.

Приобрести подписку Game Pass из России можно на Kupikod: купить Game Pass.

Кроме того, если вы сменили регион аккаунта Steam с российского на зарубежный, игру можно купить напрямую из России гифтом, не пополняя кошелек: купить Senua's Saga: Hellblade II.

Понравилась статья? У нас есть ещё больше 🫦

banner