Почему Silent Hill 2 считается лучшей частью в серии и чего ожидать от ее ремейка?

«В моих беспокойных снах, я вижу этот город — Сайлент Хилл…»
Почему Silent Hill 2 считается лучшей частью в серии и чего ожидать от ее ремейка?

1 февраля на State of Play был показан первый геймплейный трейлер, пожалуй, одной из самых любимых и почитаемых ценителями жанра survival-horror игры — Silent Hill 2. Неожиданно, но трейлер вызвал поток хейта в адрес разработчиков. Критикуют в первую очередь анимацию персонажей и боя, звуковую составляющую и спорное решение добавить QTE в сражения.

Знакомые фанатам виды в Silent Hill 2 remake
Знакомые фанатам виды

Разумеется, Петр Бабено — руководитель студии-разработчика Bloober Team сразу начал оправдываться, мол, это все Konami — трейлер их, и все вопросы к качеству к ним. Спрашивается, а зачем тогда его было выпускать, да еще и на одном из важнейших для Sony шоу — State of Play? И не может ли выпуск трейлера такого «великолепного» качества сам по себе говорить о том, что в принципе Konami и на качество итогового продукта так же плевать?

Туман в Silent Hill 2 remake
Появившийся в результате технических ограничений PS one туман стал визитной карточкой всей серии

Однозначного ответа на все эти вопросы нет. Но если «копнуть» чуть глубже, взглянуть на истоки, так сказать, то можно сделать ряд определенных выводов.

Этим мы сегодня и займемся. Разберемся, как повлияли Capcom и их Resident Evil на Silent Hill, стоит ли ожидать возрождения некогда легендарной серии и узнаем, почему же все-таки именно Silent Hill 2 стала той самой монументальной частью серии, которая так и остается самой любимой у фанатов вот уже более 20-ти лет.

И, разумеется, попытаемся ответить на терзающий многих вопрос — смогут ли Bloober Team сделать ремейк второй части достойным?

Ответы на многие вопросы мы узнаем уже в ночь с 30 на 31 мая, когда Konami обещает провести масштабную презентацию, посвященную Silent Hill (и даже, возможно, покажет геймплей) — но поспекулировать на тему можно уже сегодня, ориентируясь на историю серии и известное нам.

Konami

Consider this your invitation letter to Silent Hill. ✉️

Tune in May 30 at 4 p.m. PDT to our SILENT HILL YouTube channel for the second installment of the #SILENTHILL Transmission where we'll share game updates, a deeper look at the film, and new merch.#SILENTHILL

Анонс Silent Hill 2 remake
Анонс из твиттера Konami

Silent Hill. Начало

Перед тем как начать разговор, для понимания контекста, нужно вернуться к самим истокам и ознакомиться с небольшой исторической справкой (реально небольшой, не подумайте).

В первую очередь стоит отметить, что появлению на свет Silent Hill мы обязаны серии Resident Evil. Да-да, именно благодаря безумному коммерческому успеху игры про крутых агентов, аннигилирующих зомбятину и прочую нечисть в мрачном особняке в 1996 году, выпущенной японской студией Capcom.

Вдохновитель Silent Hill в виде Resident Evil
А ведь это пугало до усрачки…

После такого ошеломительного успеха, боссы другой японской студии Konami, обливаясь слюнями, в срочном порядке собрали команду трудяг, назвали ее Team Silent и велели работать над «конкурентом Resident Evil». И работа над новым проектом закипела.

Никто из разработчиков на тот момент не имел внушительного послужного списка в геймдеве, тем более — в новомодном жанре survival-horror. Поэтому ребята активно начали вдохновляться и впитывать в себя все референсы и источники, которые только могли.

Всего на разработку потратили более 3-х лет. И вот, в 1999 выходит первая часть Silent Hill, где обычный паренек Гарри Мейсон ищет свою пропавшую дочку в туманном городе, населенным всякой нечистой силой. Игра была принята очень тепло, и, к счастью, даже принесла Konami какие-то деньги. Успех был далек от того же Resident Evil, но на хлеб с маслом хватало.

Гарри в поисках девочки в Silent Hill
Вопрос Гарри о девочке давно стало мемом. Он разве только почтовому ящику его не задал

Основной же отличительной чертой Silent Hill от ее старшей зомби-сестры стал тот факт, что она была полностью трехмерной. Для сравнения, в Resident Evil трехмерными были лишь некоторые объекты, а все «задники» — это заранее отрисованные картинки-пререндеры.

Ученик превзошел учителя по графону
Сами модельки сделали также на голову выше, чем в Resident Ev

Помимо «сержанта графоуни», сюжет также стал ключевой особенностью серии. В отличии от Resident Evil, где главный источник угрозы — это всегда какого-то вида биооружие, в Silent Hill использовали прием психологического ужаса. Символизм, метафоры, глубина и многослойность сюжета сильно отличали игру от конкурента, у которого сюжет всегда занимал второстепенную роль.

Мы к этому моменту вернемся позднее, но уже сейчас стоит отметить важность того факта, что все особенности серий Resident Evil и Silent Hill, которые отличают и выделяют их среди остальных, так или иначе, сохраняются и в современных частях. Просто если одни могут развивать эти особенности и углублять, то другие, как видится, не особо справляются…

Но ученик не прошел проверку временем
Когда забираешь последнюю бутылку водки в единственном магазине в поселке

Silent Hill 2

И так, вооружившись всеми навыками, умениями, новыми идеями и большим бюджетом, работяги из Team Silent принимаются за разработку той самой игры, из-за которой мы сегодня и собрались.

Судьбоносная остановка в Silent Hill 2
Судьбоносная остановка

Сам процесс разработки мы «скипнем», так как интересует нас сейчас не он. Да, «графоний» скакнул сильно вперед по сравнению с первой частью, ведь была уже эра Playstation 2, но это тоже не главное. Геймплей вовсе особых изменений не претерпел. У нас так же есть несколько видов холодного оружия и огнестрела — повсюду раскиданы патроны и аптечки, которые мы собираем и бережно храним для битв с боссами (ага, а потом в конце игры лежит 100 патронов на дробовик).

Все вышеперечисленное — это всего лишь элементы второго плана, которые меркнут перед самым главным, тем, на что трудяги из Team Silent сделали особый упор. Это — история и сюжет. В прошлом пункте мы не случайно отметили, что это было одной из отличительных черт серии. Во второй же части, разработчики решили пойти еще дальше и заглянули в саму человеческую душу, чтобы понять, насколько она глубока.

При работе над первой частью, разработчики сначала сделали город, а затем уже стали думать, какой сюжет там может развиваться. Здесь же, они пошли от обратного. Прежде всего была написана история. Понятно было, что действие должно происходить в городе Сайлент Хилл, но все остальные элементы наращивали уже исходя от нарративной части. На то время это было смелое и экспериментальное решение, потому что тогда считалось, что сюжет в игре нужен сугубо по принципу «шоб було», как завещал Кармак.

Но именно благодаря такому подходу, когда скелет игры — это история, а сверху уже наращивается мясо из геймплейных механик, локаций, монстров и всего остального, разработчикам удалось добиться небывалого эффекта погружения. Что, к сожалению, в дальнейшем будет бесследно утеряно. Но пока не будем о грустном.

И так, сюжет. Далее будут спойлеры (игре все-таки 23 года), так что будьте аккуратны.

История Джеймса

Игра буквально начинается с того, что главный герой читает в каком-то туалете полученное им недавно письмо от жены, которая умерла. Все, мы на крючке. С первых же секунд. Сразу же задаем себе вопросы. Мертва ли его жена? Если да, то кто написал это письмо? А если нет, то что с ней случилось? И что это за Сайлент Хилл, о котором она пишет?

Главный герой Silent Hill 2 - Джеймс Сандерленд
Так и навевает ностальгия

И вот, мы делаем свои первые шаги по таинственному миру. Понимаем, что ничего хорошего нас в этом приключении не ждет. Уже начинаем обдумывать ответы на заданные ранее вопросы. Все это пробуждает невероятный интерес и желание наконец-то узнать, что же случилось с женой этого бедного парня.

Он ведь любит ее больше всего на свете, и потому ни за что не отступит, пока не узнает, что с ней случилось. Вот, мы уже «подключаемся» к герою! Понимаем его чувства, мотивацию. Сопереживаем. И все сильнее заглатываем крючок.

История начинает развиваться. Мы встречаем не только первых монстров, но и персонажей. До конца непонятно, понимают ли эти люди, где они находятся и что вокруг происходит. Возникает все больше вопросов: а реален ли вообще мир кругом? Может быть, Джеймс сошел с ума?

Анжела в Silent Hill 2
Ответов нет, надо продолжать путь

Первая встреча с пирамидоголовым. Дичайшая жуть. Герой в ужасе, как и игрок. Мы начинаем переживать те же эмоции, что и герой. Пытаемся анализировать, что же это было и что все это значит, но все по-прежнему слишком расплывчато.

Ох уж этот пирамидоголовый в Silent Hill 2
Кто знает - тот знает

Мы знакомимся со всеми персонажами ближе. И тут, мы неожиданно начинаем догадываться, что их всех связывает между собой. Чувство вины. Каждый из них глубоко травмирован каким-то событием, за которое корит себя и подсознательно желает искупить вину. Тварь я дрожащая или право имею? Не случайно именно роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» стал одним из главных вдохновителей для разработчиков.

Эдди в Silent Hill 2
Локация для схватки подобрана не случайно

И в момент осознания этого факта, мы задаем себе самый страшный вопрос. Но что тогда тут делает Джеймс? Он тоже себя за что-то винит?

Жена Джеймса в Silent Hill 2
Мэри? Или Мария?

Ответов нет, но мы уже близки к истине.

И только в самом конце, нам открывается ответ на терзающий нас вопрос. Правда, скорее всего, к этому моменту игрок уже и так догадался. Джеймс — убил свою жену, которая была тяжело больна. Он убил ее, потому что больше не хотел страданий и мучений. Но для кого, для себя или нее?

Раскрытая правда в Silent Hill 2
На этот вопрос, уже предстоит ответить каждому по-своему

Секрет успеха

Silent Hill 2 — это эталонный пример того, как должен быть связан сюжет и «все остальное» в нарративно-ориентированной игре. Там, где нарратив стоит во главе угла, а все остальные части помогают ему развиваться, дополняют, углубляют — это успешно работающий механизм. А игра — это в первую очередь именно большой, комплексный и сложный механизм.

Каждая деталь и элемент этого механизма должен быть подчинен главной управляющей идее. И если эта идея в данном конкретном случае — рассказать историю Джеймса и остальных персонажей, то и все остальное должно этому способствовать или по крайне мере не мешать.

Даже дизайн монстров продиктован именно нарративом. Каждый противник, которого наш герой встречает на своем пути, символизирует его те или иные страхи и переживания. По этой причине, пирамидоголовый, которого мы встречаем в процессе игры — непобедим. Ведь это чувство вины Джеймса, от которого можно избавиться лишь на время (когда пирамидоголовый уходит под воду). И это настолько блестящая и тонкая мысль, что не оказать должного эффекта на игрока это не могло. А ведь она тут далеко не одна.

Первая серьезная стычка с Пирамидоголовым в Silent Hill 2
Джеймс отчаянно пытается победить свое чувство вины, но пока еще рано

В игре поднимается большое количество трудных тем и проблем, которых люди стараются чаще избегать, чем обсуждать. А Silent Hill 2 позволяет все эти вопросы обсудить в диалоге с самим собой. Правильно ли поступил Джеймс? А что бы я сделал на его месте?

Silent Hill 2 после себя оставляет неизгладимое впечатление. Оно заставляет тебя задуматься о тех вещах, о которых ты предпочел бы не думать вообще. Но от этого они не становятся менее значимыми. И именно это служит показателем великого творения — не важно, будь то игра, кино или книга. Если после себя творение оставляет вас с пищей для размышления — значит у авторов получилось достичь главной цели любого произведения — поднять такие темы, которые волнуют умы и сердца людей по всему миру.

Да, в этой статье нарочно не рассматриваются остальные элементы, которые, безусловно, сделаны на высочайшем уровне. Хочется отметить отдельно разве что саундтрек легендарного Акиры Ямаоко — главного композитора серии Silent Hill. Его вклад в создание подходящей для такой истории атмосферы и напряжения переоценить трудно.

Ответственный за музыку в Silent Hill 2 Акиры Ямаоко
Человек-сосед из Сайлент Хилла

Последующие части

Невероятно трогательная и глубокая история Джеймса абсолютно заслуженно была принята аудиторией с ошеломительным восторгом. Это был тот самый успешный успех, которого никто на самом деле не ждал.

Разумеется, все трудяги из Team Silent тут же были «посвящены в самородки» и боссы дали зеленый свет на новую часть. Но увы, былого успеха студия уже повторить не сможет. Ни с третьей, ни с четвертой частью. Про пятую и шестую часть даже вспоминать страшно. В плохом смысле.

Спад серии Silent Hill
Перекаты, идиотские монстры и пирамидоголовый из СХ2, добавленный «для галочки». И что могло пойти не так, собственно?

В третьей части разработчики по какой-то неведомой причине решили вернуться к первой части и продолжить ее уже законченную историю. Тут мы играем за Хизер, ту дочь, которую нашел и спас Гарри в оригинальной части. Опять темы культа и мистификации.

Странные геймплейные решения в виде обновленных сражений. Теперь противников стало больше (прям совсем до черта, если быть точнее), от чего теряется их всяческая уникальность.

Монстры в Silent Hill 3
Через час игры, эти «чудики» не то что перестают пугать, на них перестаешь даже внимание обращать

Следом, за не очень удачной третьей частью, выходит четвертая — Silent Hill 4: The Room, пожалуй, самая неоднозначная игра в серии.

Главная задумка Silent Hill 4: The Room
Главный герой однажды просыпается и обнаруживает вот это на своей входной двери...

Потрясающее решение с неким хабом, квартирой — нивелируется абсолютно невыразительным главным героем и историей, странным решением добавить неубиваемых монстров и чередой повторяющихся локаций. Увы, опять же, даже не близко к эталону.

И именно Silent Hill 4: The Room — была последней частью, сделанной студией Team Silent. После нее, работяги разбежались кто куда.

НЕканон

Остальные игры в рамках франшизы были отданы на аутсорс и их, честно говоря, даже не хочется рассматривать. Да, были относительно неплохие проекты, вроде Shattered Memories или Silent Hill: Origins, но ни одна из них даже приблизиться не смогла к оригинальной серии.

Был еще и проект от Кодзимы — P.T., тизер будущего Silent Hills.

P.T. - перфоманс Кодзимы
Вот с таким загадочным постером, тизер абсолютно внезапно появляется в PS Store

Из-за него, кстати говоря и поперли Кодзиму из Konami. Он же взял, забрал всех своих друзей из этого проекта и сделал с ними Death Stranding. Все что не делается — все к лучшему?

Хотя и жаль, что Silent Hills не случился, судя по P.T. — это был довольно многообещающий проект. Многие по-прежнему верят, что Кодзима «еще всем покажет», но это не более, чем влажные мечты. Права на серию Silent Hill принадлежат Konami, а уж они вряд ли захотят продавать лицензию Кодзиме. Да и он тоже особым желанием не горит.

Что будет дальше?

А дальше, в обозримом будущем, нас ждет ремейк Silent Hill 2. Ирония в том, что история — вещь цикличная.

В самом начале статьи, я говорил, что в 1996 боссы Konami, насмотревшись на успех Resident Evil очень захотели так же. И вот, спустя 28 лет, они вновь, облизываясь, смотрят на бешеный успех серии, которая уже разделилась на две — originals и ремейки.

Capcom помимо отличного качества всех своих продуктов еще удается и зарабатывать огромные бабки на этом всем предприятии. И студии Konami уж очень хочется точно также.

Учитывая, что в свое время они уволили один из своих главных активов — Кодзиму, и теперь он делает и выпускает игры уже собственным усилиями, то им срочно нужен какой-нибудь хит, а лучше франшиза — о них сейчас мечтают все.

Игровые франшизы
Как бы Konami хотели оказаться со своей франшизой в этом списке…

И далее, уже путем логических рассуждений, выстраивается и вся остальная цепочка. Зачем Konami выпустили трейлер такого сырого качества? Да потому что время поджимает, потому что про Silent Hill уже все забывают. Они даже, прогрева ради, выпустили бесплатную игру Silent Hill: The Short Message — которая с серией ничего общего кроме названия города не имеет. Лишь бы просто инфоповод не затерялся. А то не сегодня, так завтра, Capcom анонсируют новую часть Resident Evil и всем уже станет глубоко наплевать на эти ваши тихие холмы.

Отсюда напрашивается и другой вывод, а что будет с итоговым качеством самой игры? Не погонится ли издатель за временем до такой степени, что будет готов выпустить полусырой проект, лишь бы успеть до анонса? Кто знает, кто знает…

Но не все так печально. Если у студии Bloober Team все же получится «забабахать» классный ремейк Silent Hill 2, хотя бы наравне с ремейком Resident Evil 2 — то шанс вернуться в строй у серии еще будет. Тем более, что доверие к Bloober Team все же имеется — Layers of Fear и Medium по духу очень близки к Silent Hill. Хоть и немножко из другой оперы.

А там глядишь и трудягам из Neobards повезет и им получится реанимировать и переосмыслить серию с их Silent Hill, как это когда-то удалось Capcom с Resident Evil 7.

Что, если у них и впрямь все получится? И мы, спустя столько лет, получим возрождение великой серии? А что, если нет? А что, если они сделают все только хуже, и франшизу похоронят так глубоко, что и откапывать никто не захочет?

Ответов по прежнему нет, но мы уже очень близки к истине.

Нам остается лишь надеяться и верить, что когда-нибудь эта легендарная серия получит талантливое переосмысление, сохранив в себе все то, за что её полюбили миллионы игроков по всему миру.

Если у вас, так же как и уменя нет сил дожидаться анонса - то вы с легкостью можете у нас пополнить steam без комиссии и посмотреть игры, которые похоже на Silent Hill.

Понравилась статья? У нас есть ещё больше 🫦

banner