Друзья, мы продолжаем разбираться в необъятном лоре вселенной DOOM! Для тех, кто только к нам присоединился, настоятельно рекомендую вначале ознакомиться с первой частью нашего разбора, ведь без той информации будет совсем непонятно, что же здесь происходит (и так-то тяжело разобраться).
Самую статью можно прочитать тут:
История вселенной DOOM или как сценаристы ID Software издеваются над каноном. Часть 1
А теперь, давайте тезисно пробежимся по тому, что мы узнали ранее:
- Doom (1993), Doom II, Doom 64, Doom (2016), Doom: Eternal – это все части одной вселенной, объединенные одним протагонистом – Думгаем.
- Всю вселенную и населяющие ее расы создал Всеотец – могущественный Бог.
- Пехотинец, остановив вторжение демонов на Землю в старых частях, попадает в параллельную вселенную.
- Там его находят Ночные Стражи Аргент Д’Нура – древней цивилизации, где он впоследствии примыкает к ним и получает божественную силу.
- Жители Урдака (небеса) – Творцы, во главе с Кан Созидательницей, обманом подчиняют себе жителей Аргента и заключают с Адом союз, чтобы черпать Аргент-энергию, которая поможет сохранить их погибающий мир.
- Думгай отправляется в Ад в очередной раз и застревает там надолго, на протяжении многих лет методично сокращая его население.
- Демоны заманивают пехотинца в пещеру и обрушивают ее, а самого героя помещают в саркофаг с надписью: “НЕ ОТКРЫВАТЬ”, и оставляют в Аду.
Что ж, память освежили, а значит давайте продолжим углубляться в эту поистине удивительную вселенную.
Возрождение Палача
Итак, наш Думгай выбирается из саркофага, в котором провел, по примерным подсчетам, несколько тысяч лет. Только теперь этот гроб находится уже не в Аду, а на Марсе!
Попал он туда благодаря Сэмюэлю Хайдену, одного из величайших ученых Земли. О его личности мы поговорим чуть позже, сейчас только нужно знать то, что Сэмюэл в одной из экспедиций в Ад нашел там саркофаг Палача и доставил его на Марс в качестве подстраховки. На тот момент, он прекрасно осознавал, кто в нем захоронен, и что этот человек мог бы в случае провала с экспериментами по добыче Аргент-Энергии быстренько остановить демонов.
Разумеется, его предположения сбылись и через порталы на красную планету в скором времени повалили полчища адских приспешников. А потому Палач после многовекового сна вновь взялся за привычное ему дело – истреблять разную нечисть.
По мере продвижения по марсианским базам, мы узнаем, что за этим вторжением стоит некая Оливия Пирс – научный сотрудник уже известной нам “корпорации зла” ОАК и руководитель проекта “Лазарь”. Она заключила союз с Адом и на протяжении многих лет кибернизировала, улучшала и модернизировала демонов, используя прикрытие “Лазаря”.
Когда она узнала о приближении Палача, то решила воплотить свой давний план – открыть постоянный портал в Ад на Марсе, позволив преисподне забрать миллионы невинных душ. Благодаря этому она стремилась стать одной из адских правительниц.
Сэмюэл же был ее наставником и близким другом, именно он и привел ее в ОАК, предварительно даже оплатив ей дорогостоящее обучение. И за время работы на Марсе, она постепенно сходила с ума, что замечал Хайден и их отношения постепенно портились.
Главная цель Палача – остановить Оливию, не дать ей открыть постоянный портал в ад и предотвратить полномасштабное вторжение. В этом ему активно помогают Сэмюэл Хайден и очень могущественный искусственный интеллект – ВЕГА. Они на протяжении всего пути указывали ему маршрут и помогали советом.
И пока Думгай занимается тем, что у него получается лучше всего – аннигилирует любую демоническую сущность в поле зрения, доктор Хайден разрабатывает план по закрытию порталов в Ад. Для этого Палачу нужно попасть в преисподнюю, в Колодец, и лишить его питания. Но так как просто так туда телепортироваться невозможно – Сэмюэл предлагает пехотинцу уничтожить ядро ИИ ВЕГА, чтобы спровоцировать тем самым мощный всплеск Аргент-Энергии, который и откроет портал прямиком в Ад.
Но перед этим нужно сначала отыскать Горнило – древний могущественный артефакт, без которого закрыть Колодец невозможно. Палач успешно находит его в Аду, уничтожив Кибердемона. Оттуда он сразу же попадает в технический отдел, где и находится ядро ВЕГИ. Думгай делает так, как ему велит Сэмюэл, уничтожает ИИ, но перед этим делает резервную копию и переносит его на… флэшку. Что ж, ладно, допустим.
Как и говорил Хайден, из-за колоссального всплеска Аргент-Энергии открывается портал в Колодец, куда прыгает Палач, вооружившись Горнилом.
Там он находит в заточении Призраков – представителей древней, инопланетной расы, о которой я упоминал в первой части статьи. С помощью меча Думгай освобождает их и устремляется за Оливией, чтобы уже наконец-то покончить с ней. Но в последний момент ей удается все-таки открыть постоянный портал в Ад на Марсе, но Палач бросается за ней в преисподнюю.
Там он находит Оливию, которая сливается с душой ужасающего адского демона – Аранеи Императрикс, и на свет появляется Владычица Пауков. Конечно же, Думгаю не остается выбора, кроме как разнести в щепки жучью голову из BGF-9000.
И казалось бы, все – Оливия остановлена, демоническое вторжение прекращено и можно было бы выдохнуть, но… Оказывается, что все это время Палач был лишь марионеткой в руках блистательного манипулятора – Сэмюэла Хайдена. Он бросает пехотинца в силки и забирает у него Горнило. Доктор говорит, что без Аргент-Энергии миру будет только хуже. А затем, телепортирует Думгая в неизвестном направлении.
Ад на Земле
Из-за того, что события Doom и Doom: Eternal между собой связаны просто отвратительно, у нас нет ответов на то, как Палач оказался на Земле после того, как Хайден его пленил на Марсе, что он вообще делал все это время, и откуда у него, черт возьми, взялась Твердыня Рока. Так что все эти моменты мы опустим и перейдем непосредственно к тому, что у нас тут происходит.
А происходит тут следующее – вторжение демонов на Землю. Уже знакомая нам из первой части Кан Созидательница натравила адские легионы на нашу планету, а руководит этим наступлением трио жрецов из тоже известного ордена Деага.
Палачу теперь нужно вновь остановить нашествие, а для этого необходимо отыскать всех жрецов и отрубить им головы. Чем Думгай и начинает успешно заниматься, попутно закрывая источники вторжения на Земле. А помогает ему в этом, та-да-дам – ИИ ВЕГА! Непонятно, каким образом он функционирует на корабле Палача, если для работы на Марсе ему требовалось какое-то безумное количество энергии, но опять же, не будем сейчас заострять на этом внимание. И без тогда дальше будет к чему придраться, поверьте.
Из-за того, что большая часть сюжета Doom: Eternal – это предыстория, с которой мы уже ознакомились в первой части, то мы быстро пробежимся только по основным событиям игры.
Итак, чтобы найти второго жреца, Палач отправляется к одному из Предателей Ночных Стражей - Валену, как раз тому, кто отвел Творцов в святилище Призраков. Думгай забирает у него приспособление, которое поможет запеленговать жреца и кинжал, которым он просит отомстить за его сына. К этому мы чуть позже еще вернемся.
Затем пехотинец находит второго жреца и без проблем разбирается с ним. Кан Созидательница после этого уже весьма так напрягается и связывается в Твердыне Рока с Палачом напрямую, и предупреждает, чтобы он прекратил все свои попытки остановить ее. И да, если у вас вдруг сейчас возник вопрос – а зачем она все это делает? Неужели ей не хватило порабощенного Аргент Д’Нура? В том-то все и дело, что нет.
Палач смешал ей все карты, когда в прошлом остановил Оливию и освободил из адского плена Призраков с их неисчерпаемой Аргент-Энергией. Вследствие чего, Урдаку вновь стала угрожать неминуемая гибель, и Творцы вынужденно вторглись на землю, открыв обитателем Ада порталы.
Но вернемся к нашим событиям. Думгаю теперь нужно отыскать третьего жреца, но ВЕГА не может сам определить его местоположение. И предлагает герою найти их одного старого общего знакомого… Доктора Сэмюэла Хайдена! Что, безусловно, является весьма сомнительной идеей, учитывая то, что он вычудил раньше. Но выбора нет.
Палач отправляется за доктором и Горнилом. Выясняется, что Хайдену нездоровится – половина его тела была отрезана в ходе одной из битв. Мы узнаем, что оказывается, Сэмюэл после событий Doom 2016 вернулся на Землю с мечом и возглавил сопротивление, которое противостояло нашествию демонов.
Итак, вся команда снова в сборе и Палач отправляется на Аргент Д’Нур, для этого предварительно проделав в Марсе огромную дыру к ядру планеты, откуда можно было перенестись в другой мир. Жители Твердыни Стражей узнают Палача и относятся к нему с огромным уважением. Еще бы, учитывая все то, что он для них сделал раньше!
Там Думгай попадает на Арену Крови, где уже когда-то давно сражался за то, чтобы заработать свободу. В этом колизее он разделывается с демоном Гладиатором, а затем и с последним жрецом. После его убийства пехотинец ретируется, потому что не желает проливать кровь своих бывший товарищей.
Вернувшись на корабль Палач узнает о том, что Кан Созидательница планирует воскресить одного из могущественных демонов-титанов в истории – Икону Греха. А еще она отключает питание корабля, из-за чего он теперь весь кишит адскими тварями. Думгай быстро с ними разбирается и восстанавливает энергию с помощью Горнила. Только вот незадача, без него Икону Греха не остановить.
Что ж, делать нечего, и Палач вновь отправляется в Аргент Д’Нур, в город Тарас Набад, чтобы забрать свое старое Горнило. Помните Титана, которого мечом уничтожил пехотинец еще в те времена, когда он был Ночным Стражем? Вот именно за ним-то он и идет.
Думгай забирает оружие и ремонтирует его с помощью Аргент-Энергии. Что ж, теперь пора отправляться на Урдак – обиталище Творцов. Для этого он проникает сначала на Некравол в Аду, где по-прежнему происходит выкачка энергии из душ, только теперь уже не Стражей, а жителей Земли. И оттуда уже телепортируется прямиком к обителю Кан Созидательницы.
Там Палач прерывает ритуал по воскрешению Иконы Греха, вонзив тот самый клинок, который дал ему Предатель, в какое-то сердце. Как оказалось, это сердце принадлежало сыну Предателя, и с помощью древнейшего, адского ритуала Кан Созидательница и планировала воскресить титана.
Но план Думгая сработал не совсем так, как планировалось, и Созидательница успевает отправить Икону Греха на Землю, где он должен будет уничтожить все живое. А остановить весь этот трындец конечно же способен лишь Палач.
Ну и недолго думая, морпех сначала мочит Созидательницу, а затем кидается вслед за демонюгой на Землю. Там он проводит уже рутинную зачистку всего и вся, а в конце валит огромную гадину, которая успела к тому времени разрушить полгорода.
И на этом моменте, мы заканчиваем с Doom: Eternal и переходим к двум дополнениям, где относительно неплохую историю с библейскими отсылками превратили в какой-то сон собаки. Но давайте обо всем по порядку. Ведь чтобы дальше разбираться в хитросплетениях, нам нужно понять, что такое Джеккад и кто такой Темный Владыка.
Джеккад и Темный Владыка
Джеккад – это, как вы уже поняли, противоположность мира Урдака (небеса), то бишь Ад. Но он не всегда был таким, каким мы его видим в игре. Это сейчас по преисподне скитаются полчища демонов, из погибших людей высасывают души и всему тому подобное. Когда-то – Джеккад был вполне себе неплохим местом для жизни.
И создал этот мир, как и все остальное, конечно же – Всеотец. А Темный Владыка, повелитель Джеккада – был его любимым “сыном”, рукотворным созданием. И все складывалось отлично, пока однажды сыночка-корзиночка не решил дать своим подданным вечную жизнь, и создал демонов, которыми и наводнил свои угодья.
Всеотец простить этого не смог, а потому он пленил своего любимочку Давота, а сам Джеккад стал Адом, и обителью самых страшных и могущественных чудовищ во всем мире.
Ну а дальнейшую историю вы наверняка помните – появились хитрые Творцы, которые захотели использовать адскую энергию в своих целях, заключили союз, демоны от него только крепчали и становились все более могущественнее. Затем еще и Оливия Пирс подключилась со своим “Лазарем”, отлично поработав над техническим оснащением тварей. Ну и жрецы Ордена Деага тоже в этом плане отлично так подсобили. В следствие чего мы имеем всяких Киберпауков, Кибердемонов, Манкубусов и прочую нечисть.
И звучит то все, в принципе, довольно таки складно. Но, подождите, мы уже вот-вот перейдем к самому вкусному…
Первые признаки абсурда
Дополнение The Ancients Gods начинается с того, что Думгай отправляется на древний и заброшенный комплекс ОАК “Атлантида”, чтобы найти там тело Серафима Самура и воскресить его. Помните, мы раньше уже слышали это имя – он был одним из главнейших Творцов и самым приближенным помощником Всеотца.
Вот только никто ведь и не догадывался, что Палачу не нужно было идти ни за каким Самурой, ведь у него все это время был Самура дома! И нет, это не шутка. Хотелось бы, чтобы это была она…
Итак, вот в чем суть. Оказывается, все это время, тот самый гениальный манипулятор, искусный лжец и просто талантливый парень – Сэмюэл Хайден и есть Серафим Самура! Это же просто невероятно (нет)!
К тому, насколько это идиотский, неуклюжий и абсолютно ничего не дающий истории ВОТЭТОПОВОРОТ мы вернемся чуть позже, а пока давайте двигаться вперед по сюжету.
Самура признается во всем Палачу после того как обретает свое истинное воплощение и предлагает отличный план – найти сферу жизни Всеотца, возродить его и с помощью него навсегда избавить мир от страданий. Мол, только он способен положить всему этому конец. Но у Думгая цель изначально была несколько иная – ему нужно с помощью Самуры закрыть адский портал на Урдаке, на котором уже обосновались демоны и этим самым угрожают всему мирозданию. Ведь с Урдака можно попасть свободно в любую точку мира.
А поэтому, наш герой поначалу прикидывается, что соглашается с Самурой-Хайденом, а сам вспоминает все то, что этот гад натворил и решает до конца гнуть свою линию. А как же может быть иначе?
Что ж, Самура отправляет Палача на Урдак, чтобы забрать оттуда сферу Всеотца, но говорит, что сам пойти не может и будет ждать его тут. Думгай прибывает на место, как обычно крошит демонов на салат и добирается до хранилища сфер. Где его уже, как внезапно, поджидает Самура! Как он туда добрался – непонятно, но не суть.
Итак, Хайден просит пехотинца уже поскорее взять сферу и приступить к ритуалу, но разве наш герой похож на того, кем можно манипулировать (хотя этим занимались все, кому не лень)?
Думгай берет сферу, сжимает ее и выдавливает к чертям все ее внутренности, тем лишая возможность Всеотца вернуть свою телесную оболочку. Зачем? Почему? Чтобы не отдать ее Симуре? Ох…
Конечно же, Хайден невероятно расстроен и зол, но кому какое дело до него? Вместо этого Палач решает забрать сферу Темного Владыки и сначала воскресить его, а затем убить, чтобы раз и навсегда положить конец демоническому существованию. Что ж, план вполне себе в духе Думгая. А просто так раздавить сферу нельзя, иначе пагубное влияние Давота будет и дальше распространяться по всему миру.
Пехотинец мчит в Люминарий (это такое место, где можно воскресить кого угодно используя его жизненную сферу), но его останавливает Самура и говорит, мол, ну все, хорош уже устраивать тут хаос. Палачу конечно же абсолютно пофигу, кто там что говорит и он без особого труда побеждает Хайдена, однако не убивает его. Потому что внезапно раздается голос Всеотца, который просит Думгая этого не делать и телепортирует Самуру в неизвестном направлении. Больше мы его не увидим.
Ну а после этого наш герой, используя сферу, возрождает Давота – Темного Владыку и сразу же пытается его убить. Однако, не все так просто, ибо в этом священном месте, созданным Всеотцом, нельзя проливать кровь. Что ж, очень удобно. Давот этим пользуется и сматывается через адский портал, чтобы нарастить мощь и подготовиться к бою с Палачом Рока.
Но вот мы уже почти добрались до финальной точки. Приготовьтесь, ибо далее нас ждет такой поворот, который перевернет все ваши представления об этой истории…
Сюжет по заветам Кармака
Все же помнят цитату создателя DOOM о сюжете в играх и порнофильмах? Так вот, то, что будет дальше, нельзя описать никаким другим словом, как самой настоящей порнухой.
Итак, Думгай, преисполненный желанием покончить с Темным Владыкой, отправляется обратно на Аргент Д’Нур по наставлению Всеотца, который теперь постоянно витает где-то рядом и иногда раздает советы.
Там Палач проникает в Копье Мира – это тот самый корабль с таинственной расой Призраков, который пронзил планету. По пути он встречает Предателя, который теперь снова стал Валеном и хочет присоединиться к Ночным Стражами в последней битве в столице Ада, в Имморе.
Думгай принимает его помощь, зажигает Факел Королей и тем самым вновь объединяет всех союзников. Затем он отправляется сначала на Землю, а оттуда уже через Небесные Врата в Ад. Опять же, по совету Всеотца.
Попав обратно в преисподнюю, начинается ультра эпик. Через порталы проникают Ночные Стражи и отвлекают на себя полчища демонов, чтобы наш герой в это время разделался с Давотом.
Вот, наконец-то происходит долгожданная встреча всемогущего Темного Владыки и Палача Рока. Разумеется, никакая броня и мощь Давота не способна остановить пехотинца, а потому он побеждает его и всех его помощников.
И вот тут Владыка решает вывалить на нас всю правду, которая переворачивает вообще все с ног на голову. Оказывается, что Всеотец – никакой не создатель всего мира. Истинный творитель всего сущего – и есть сам Давот!
Вначале он создал именно Джеккад, который сильно отличался от того, как он выглядит теперь. но из-за того, что его обитатели в отличии от Темнейшего были смертны, он решил каким-то образом и им подарить вечную жизнь. Для этих целей он сотворил Всеотца и Творцов, которые впоследствии прознав про его сумасшедший план его предали.
Осознав, какую власть и могущество обретет Давот с бессмертной армией, они решили не допустить этого, а потому Всеотец пленил Владыку и поместил его в жизненную сферу, которой потом успешно воспользовался Палач.
Вы думаете, на этом все? Да как бы не так! Помните Серафима Самуру-Хайдена? Так вот, оказывается, что все это время он действовал по воле Давота, который каким-то образом влиял на его сознание. Поэтому тот в свою очередь и решил покончить с Кан Создательницей и Адом, воскресив Палача на Марсе, а до этого дал ему божественные силы в машине.
Но и с Создательницей Владыка тоже поигрался, внушив ей телепатически мысль о том, что ей грозит смерть от рук какого-то нечестивца. Которым оказался Думгай, как мы с вами помним.
И таким образом получилось, что творение Давота его самого же и погубило, а его многоходовочка провалилась. Он хотел путем всех этих манипуляций воскреснуть, при этом чтобы Палач переубивал своими руками всех тех, кто его в свое время предал. Но, как мы видим, что-то пошло не так…
А Творцы же, как мы выяснили по итогу, все это специально подстроили со Всеотцом так, чтобы все думали, что он и есть истинный Творец. А потому все то, что мы узнавали раньше и за чем следили столько лет – превратилось в пустышку.
После того, как Палач окончательно убил Давота, все демоны за пределами Джеккада – погибают. Даже сам Думгай теряет все свои силы, ведь он сам является обладателем частицы мощи Владыки. Неожиданно появляются Творцы, которые снова запечатывают нашего героя в саркофаг, тем самым закольцовывая историю самого величайшего воина за всю историю мира.
Что ж, а теперь, когда мы владеем всей информацией, давайте немного порассуждаем, что же это вообще было.
Горькое послевкусие
Итак, давайте взглянем на на всю эту историю целиком. Сейчас разберемся, на что конкретно в сюжете повлияла эта бредо концовка с Давотом?
- Полностью обесценилась роль Сэмюэла Хайдена. Хоть это произошло еще даже тогда, когда мы узнали, что он является Самурой, но теперь-то это вообще скатилось в какой-то треш. Из могущественного манипулятора, хитрого, беспринципного и расчетливого человека он превратился в обыкновенную марионетку, которая действовала руками Давота. Как оказывается, никакой собственной волей он толком и не обладал. Вот вам уже минус один из ключевых персонажей всей истории.
- Всеотец, который и никакой не Всеотец вовсе – тоже оказался обыкновенным лжецом и глупцом. Зная прекрасно, какую опасность представляет Давот для всего мира – он почему-то не убивает его, хотя вполне себе мог и по сути именно он допустил все произошедшее.
- Кан Созидательница тоже оказалась обычной пешкой в руках Владыки. Вроде как пытаясь спасти свой мир и Творцов, она заключила союз с Джеккадом именно из-за того, что ей вселил такую мысль Давот. Какую роль она глобально играет в истории, опять же, неясно.
- Ну и сам Палач. Одержимый убийствами демонов по всему миру он на самом деле также исполнял волю Темного Владыки, убив Кан Созидательницу, Всеотца и Самуру, которые его тоже в свое время обманывали и пользовались им как только вздумается. Походу, вместе с божественной силой Хайден даровал ему невероятную глупость и наивность.
И знаете, самое паршивое во всем этом то, что сценаристы с этой концовкой второго дополнения перечеркнули не только собственные труды, но и игроков, которые все эти года тщательно следили за сюжетом. Для чего? Чтобы потом, в самом конце им сказали: “Миша, все херня, давай по новой”?
И ведь изначально у id Software даже не было в планах совмещать два канона старого DOOM и нового в одну вселенную. Это можно понять хотя бы по тому, что сюжет DOOM 2016 практически полностью повторяет сюжет DOOM 1993 года. Даже наличие тех же самых боссов, в той же самой последовательности говорит нам об этом.
В DOOM: Eternal аналогичная история, ведь финальным боссом была Икона Греха, которая также является последним испытанием в DOOM II 1994 года. И сюжет с нашествием демонов на Землю тоже взят именно оттуда. Для чего было объединять эти две вселенные – значительно неясно.
И грустно становится от того, что относительно неплохую историю и лор, который был создан в DOOM 2016 так бездарно и коряво слили впоследствии. На самом деле, скорее всего, сценаристы попали в ту же ловушку, в которую угодили в свое время создатели сериала Lost, помните такой? Где самолет претерпевает катастрофу на необитаемом острове, который оказывается не такой уж и необитаемый. И если первые сезоны рассказывают нам отличную историю, полную интриг и тайн, то под конец это все скатывается в тупейшие прыжки во времени, параллельные вселенные с наличием богоподобных существ.
Проблема заключается в том, что они сначала придумывали какую-то загадку, но даже не представляли, как потом лаконично на нее ответить. Именно это, по моей теории, произошло и со сценаристами id Software. Доказательством этого служит хотя бы арка персонажа Самуры.
Надеюсь, что теперь вы понимаете, почему изначально на протяжении двух частей статьи про историю вселенной DOOM я специально утаивал некоторую информацию. Чтобы вы сами прониклись этим чувством разочарования и досады от того, что все то, о чем вы читали это время – было ложью. Неприятно, не так ли?
А теперь представьте, как себя чувствуют фанаты DOOM, которые на протяжении 5 (!!!) лет искали какие-то зацепки, строили теории и проводили аналогии с Библией, изучая историю мира этой игры.
И главная ирония заключается в том, что сценаристы всем этим сами себе же вырыли яму. Я, честно говоря, сильно сомневаюсь, что после такого скотского отношения к собственным трудам и своим фанатам хоть кто-то еще будет относится к сюжету DOOM серьезно.
Остается только гадать, что же нас ждет в DOOM: Dark Ages, учитывая, что мы там вновь будем играть в роли Палача Рока. По последнему трейлеру с Xbox Showcase стало известно, что это новая часть будет приквелом. А значит, скорее всего, как многие и предполагали, мы будем изучать историю таинственной расы Призраков, о которой нам почти ничего не сказали. А по итогу выясниться, что это они создали Давота… Хорошо, что сюжет игры уже написан, не хочется давать подсказку разрабам.
Кармак, смотри, мы все просрали…
Друзья, а на этом мой рассказ подходит к завершению. Спасибо вам, что дочитали до конца, надеюсь, вам было интересно, даже несмотря на такой ужасающий финал.
И, кстати, несмотря на то, что сюжет в DOOM: Eternal скатился в полное дно, геймплейно-то игра по прежнему является одним из лучших шутеров последних лет! А потому, если вам хочется после прочтения самим покрошить демонов – то смело залетайте на сервис KUPIKOD, где можно выгодно и просто приобрести игру с обоими дополнениями. И не забудьте применить промокод BLOG, чтобы получить скидку!