God of War, Hitman, Assassin’s Creed, Resident Evil, Doom — как вам кажется, что может объединять эти культовые игровые серии? Думаю, что правильный ответ появился у вас моментально — все эти франшизы пережили тотальный перезапуск. Где-то изменилась перспектива, как в Resident Evil. God of War вообще практически сменил жанр и ушёл дальше от слешера в сторону экшен-РПГ.
И сколько бы вопросов ни вызывал перезапуск серии Assassin’s Creed, но даже тут очевидно, что он вдохнул в неё новую жизнь, если посмотреть на продажи последней части — Valhalla.
Однако помимо перечисленных выше игр и ещё с десяток сверху — далеко не все легендарные и культовые франшизы получили шанс на перерождение. Хотя, казалось бы, у них есть и финансовый потенциал, и спрос от преданной фанатской базы, и в принципе всеобщая заинтересованность — но чуда всё не случается.
Именно о таких пяти культовых игровых сериях, которым срочно нужен перезапуск, мы и поговорим.
Осторожно, этот текст может вызвать приступы ностальгии и лёгкую грусть по ушедшим временам.
Поехали!
Серия Thief
Сроки жизни: 1998-2014;
Разработчик: Looking Glass Studios (1 и 2 часть), Ion Storm Inc. (3 часть), Eidos Montreal (4 часть);
Жанр: стелс-экшен, иммерсив сим;
Чем знаменита: в свое время задала стандарты для жанра стелс-экшен и, вдобавок к этому, является одной из прародительниц иммерсив симов.
В последние годы всё чаще и чаще, в особенности от различных игровых журналистов, можно услышать термин «иммерсив сим». Думаю, вы и так уже в курсе, что он из себя представляет, но на всякий случай давайте вспомним.
Иммерсив сим — это особый жанр в видеоиграх, в котором игроку обычно дают обширный геймплейный выбор и нелинейность в выполнении поставленной задачи, предоставляя большой набор инструментов и механик.
Так вот, первая часть Thief, вышедшая в далёком 1998 году, — это, можно сказать, отец иммерсив сима. Эта игра сформировала не только принципы и основные направления этого жанра, но и показала всем остальным, какой же крутой может быть геймплей, который предоставляет тебе настолько обширный ряд инструментов для прохождения.
Deus Ex, конечно, потом весь материал закрепил, усвоил и доработал, но об этом как-нибудь в следующий раз.
Помимо уникального геймплея, Thief прославилась своим глубочайше прописанным миром, с шикарно продуманными кастами, группировками, их отношениями друг с другом. Игра здесь не строится вокруг только одного главного героя, от этого вселенная и кажется такой живой — она существует по своим строгим законам и правилам.
Серия постепенно набирала обороты, однако после закрытия студии, которая работала над первыми двумя частями, всё начало скатываться куда-то не туда. Команду-то новую собрали, причём из всё тех же бывших сотрудников Looking Glass Studios, однако концепция серии была немного видоизменена.
И это явно не пошло ей на пользу, так как продажи третьей части Thief, вышедшей в 2004 году, были крайне удручающими, и серия пропала на целых 10 лет, вплоть до 2014 года.
И вот, в 2014 случился мягкий перезапуск серии, разработку доверили опытным ребятам в иммерсив симмах — Eidos Montreal. К тому времени, как студия начала работать над новой частью Thief, они уже практически доделывали божественную Deus Ex: Human Revolution, то есть в теме шарили. Что же могло пойти не так?
Помимо того, что игра попала в производственный ад, студия к тому же лишилась по ходу разработки с десяток ключевых работяг. Тучи над проектом стали сгущаться.
Вдобавок ко всему, ещё на стадии концептов и анонса новая Thief выглядела уже весьма вторично, особенно на фоне недавно отшумевшего Dishonored.
Все эти факторы сложились воедино, и по итогу мы получили пускай и не отвратительную, но на порядок хуже своих предшественниц Thief 4, которая ещё и оказалась финансово провальной.
Однако стоит вспомнить, что нечто подобное уже происходило в 2004 году. А теперь смотрите — с момента релиза Thief 2014 прошло 10 лет! Может быть, это повод вдохнуть новую жизнь не только в некогда легендарную серию, но и местами забытый жанр иммерсив сим? Звучит хайпово, друзья, но увы, шансов на это практически не остаётся.
Тем не менее, всегда есть место для надежды. Возможно, в будущем мы увидим новый виток развития Thief и иммерсив сим, который сможет вернуть интерес игроков и критиков к этому уникальному жанру.
Серия Quake
Сроки жизни: 1996-2022 (фактически мертва с 2005-го года);
Разработчик: id Software;
Жанр: шутер от 1-го лица;
Чем знаменита: культовая серия бумер-шутеров от иконы жанра — Джона Кармака, с соответствующими прорывными технологиями
Если при разговоре о серии Thief мы обсуждали её создателей как людей, которые придумали иммерсив сим, то id Software — это отцы шутеров. А точнее, их культовая троица — Wolfenstein, Doom и Quake. И если первые две серии в наши дни живее всех живых, то вот о Quake уже практически 20 лет никто даже не вспоминает.
Как так вышло, мы будем разбираться чуть позже, а пока давайте немного пройдёмся по основным номерным частям. Сразу скажу, что игры по вселенной Quake после Quake 4 я затрагивать не буду — там одни только командные тактические шутеры, в которые играет полтора землекопа.
У Quake Champions, например, вышедшей в 2022 (официально последняя часть серии), онлайн еле-еле набирает полторы тысячи человек.
Так что давайте вернёмся в 1996 год, когда появилась первая часть Quake. На тот момент id Software купались в лучах славы после вышедшего несколько лет назад Doom. Но Кармак не был бы Кармаком, если не решился на ещё один технологический прорыв.
Quake 1996 года стал первой игрой в полном 3D, включая персонажей и весь окружающий мир. Плюс ко всему, в игре был реализован отличный мультиплеер с супер динамичными боями на небольших аренах. Ну разумеется, что восторга у аудитории в то время не было предела.
Через год, в 1997, выходит сиквел Quake 2. По сути, это всё те же щи, только гуще. Круче одиночная кампания, круче мультиплеер. В те времена так делали практически все: при успешности первой части сразу же делали вторую, точно такую же, но более насыщенную.
Спустя два года id Software выпускают Quake 3 Arena, которая полностью была рассчитана на мультиплеер, то есть без каких-либо одиночных миссий. На первый взгляд решение может показаться спорным, но учитывая, какие хвалебные отзывы собирали сетевые режимы предыдущих двух частей и то, что благодаря им зародился киберспорт, то всё становится не так однозначно.
Тем не менее, Arena получила абсолютно восторженные отзывы как от игровых изданий, так и от обычных геймеров. По сей день Quake 3 является иконой киберспортивных состязаний.
После этого серия затихла на целых 6 лет, вплоть до 2010 года, когда появился Quake 4, хоть и от другой студии — Raven Software, но под чутким контролем и руководством id Software.
Но, несмотря на это, четвёртая часть не стала какой-то прорывной и уникальной, как её предшественницы. Одиночная кампания хоть и сделала ставку на сюжет и кинематографичность, но в 2005 году были уже куда более яркие представители жанра.
То же самое касается и мультиплеерного режима — на самом старте он был абсолютно сырым и недоделанным, а к тому времени, когда его поправили, интерес к сетевым баталиям в Quake 4 упал до минимума.
Ну и судя по тому, что мы сейчас не наблюдаем Quake 5, можно сделать вывод о том, что продажи четвёрки были крайне неутешительны. А поэтому серия пошла по пути многопользовательских шутеров — Quake Live и Quake Champions тому подтверждение.
Увы, но судя по всему, идея о переиздании некогда легендарной серии сейчас вряд ли обсуждается в кулуарах Bethesda Softworks, у которых уже есть прямой, успешный аналог — DOOM.
Так что на возрождение франшизы в привычном понимании надеяться не стоит, по крайней мере, пока жива Doom. А там — кто знает.
Серия Risen
Сроки жизни: 2009-2014;
Разработчик: Piranha Bytes;
Жанр: рпг-экшен;
Чем знаменита: аутентичные и атмосферные RPG от создателей легендарной трилогии Готики.
В те золотые времена, когда трава была зеленее, ветер чище, а вода прозрачнее, была крайне популярна и любима игроками серия игр RPG — «Готика». В данный момент, кстати, активно разрабатывается ремейк первой части, а потому данная франшиза может получить новую жизнь, в отличие от уже всеми позабытой Risen. Хотя создатель у обеих серий один и тот же.
Но давайте начнём, как всегда, с начала. Отправляемся в 2009 год, когда на свет появилась первая часть Risen.
Откуда она вообще взялась, если у студии была хитовая «Готика»? Всё дело в том, что права на неё остались у JoWooD Entertainment, с которой Piranha Bytes разругались и разошлись как в море корабли.
Соответственно, нужно было что-то придумывать и создать новую франшизу, которая была бы похожа на «Готику», но в то же время отличалась. Как словом, так и делом — выходит первая часть Risen.
Разумеется, в игре прослеживался флёр культовой серии, но это скорее можно назвать специальным ходом, нежели самокопированием. Все те же бои, те же механики, довольно интересный сюжет и сайд-квесты.
Отзывы Risen получила преимущественно положительные, хоть кое-где игру критиковали за самоповторы и отсутствие новых уникальных решений со времён «Готики».
Piranha Bytes, судя по всему, решили прислушаться к мнению аудитории, а потому в следующей части решили кардинально изменить сеттинг и добавить несколько новых механик. В Risen 2, вышедшей в 2012 году, сюжет полностью отошёл к теме пиратов, которые мелькали ещё в первой части.
Но, несмотря на геймплейные новшества, особенно по части боевой системы, хитом Risen 2 не стала и получила ещё более скудные отзывы, чем первая часть.
Следом, в 2014 году вышла Risen 3: Titan Lords, которая уже с треском провалилась. И главной причиной стало то, что Piranha Bytes в первой части выдавали за особенность и основной концепт — это приверженность к своим стандартам, установленным ещё со времён первой «Готики».
Устарелость геймплейной фабулы, корявые анимации, деградировавшая боевая система и отсталая графика не дали ни единого шанса Risen 3 на успех. Отзывы критиков и геймеров тому прямое подтверждение.
Увы, но после такого триумфального падения все надежды на прочное становление новой франшизы улетели в бездну вместе с игрой. И сама студия, после очередного провального проекта ELEX, была закрыта в 2024 году.
К сожалению, история серии, которая изначально подавала большие надежды, на этом закончилась. Однако, как мы знаем, в игровой индустрии ничего не бывает «навсегда», так что, быть может, когда-нибудь мы ещё увидим новую часть о приключениях безымянного героя.
Серия Dino Crisis
Сроки жизни: 1999-2003;
Разработчик: Capcom;
Жанр: сурвайвал-хоррор;
Чем знаменита: культовая “Resident Evil с динозаврами” конца 90-х, с оригинальным сеттингом и бодрым геймплеем.
На волне успеха от всевозможных ремейков в серии Resident Evil от Capcom, в интернете всё больше набирает обороты тренд о перезапуске культовой франшизы конца XX века — Dino Crisis.
Для современного геймера это название, скорее всего, не скажет абсолютно ничего. Но у игроков постарше, которые застали эпоху PSone, я уверен, сейчас стало немножко теплее на душе.
Всё дело в том, что вышедший в 1996 году Resident Evil навёл такого шороха в игровом сообществе и продался таким невероятным тиражом, что у боссов Capcom глаза на лоб полезли от увиденного. Разумеется, нужно было в срочном порядке дать аудитории ещё больше подобных продуктов, а возможно, даже запустить новую успешную серию.
И концепт Dino Crisis идеально подходил к тому времени. Помимо того, что она несла в себе практически ту же геймплейную формулу, что и Resident Evil, которой ещё не успели насытиться игроки, так ещё и был очень грамотно подобран сеттинг с динозаврами. В 1993 и 1997 годах вышли два фильма из серии «Парк Юрского периода» и аудитория была, так сказать, «подогрета» к выходу игры про злобных древних тварей.
Хоть и на первый взгляд отличий от Resident Evil было немного, но всё же они присутствовали, чем сильно выделяли Dino Crisis на фоне её идейной предшественницы.
Во-первых, как вы уже догадались, противниками у нас тут выступают не медленные, неповоротливые и неуклюжие зомби, а быстрые, свирепые и крайне опасные динозавры. Это позволило придать геймплею динамичности и усилить напряжение от игрового процесса.
Во-вторых, графика претерпела кардинальные изменения. Вместо отрендеренных задников в Dino Crisis использовалось полностью трёхмерное окружение, хоть и с привычной статичной камерой из разных углов.
Ну и в-третьих — это, конечно, сюжет, сеттинг и персонажи. История в Dino Crisis ощущается куда более интригующе и увлекательнее. Игра постоянно подкидывает тебе всё новые тайны и загадки, на которые впоследствии довольно умело отвечает.
Что ж, все ингредиенты были смешаны в правильных пропорциях, и ожидаемый успех окатил Dino Crisis, однако далеко не в том количестве, как это было с Resident Evil.
Но всё же серии дали зелёный свет, и через год (а я говорил, что раньше так делали все) выходит Dino Crisis 2, которая, можно сказать, на голову перепрыгнула свою предшественницу. Больше динозавров, больше оружия, больше экшена и собственный уникальный стиль. Теперь серия окончательно отошла от Resident Evil и обрела свой неповторимый шарм.
Отзывы игроков и критиков в этом абсолютно солидарны — Dino Crisis 2 по праву считается лучшей частью серии.
Однако затем франшиза повернула совсем не в том направлении. В 2002 году для PlayStation 2 вышла Dino Stalker — такой типичный рельсовый шутер от первого лица. И я имею в виду прям рельсовый, то есть ходить там было нельзя. Эта игра скорее бы подошла для какого-нибудь игрового автомата в торговом центре, чем для приставки.
Ну и в 2003 году последний гвоздь в крышку гроба этой серии забила Dino Crisis 3, которая, внезапно, вышла эксклюзивно для Xbox. Это был абсолютный ужас и кошмар, который даже вспоминать стыдно. Там было плохо сделано совершенно всё, а от былой атмосферы и геймплея не осталось ни следа.
С тех пор больше ни одной игры в этой серии и не вышло. Однако, в отличие от предыдущих франшиз этого материала, у этой истории ещё есть обнадеживающее продолжение.
Дело в том, что Capcom нет-нет, да подкинут аудитории повод для обсуждения. Например, несколько лет назад было сообщение от Capcom, где говорилось, что они готовы рассмотреть идею с перезапуском Dino Crisis, если этого захотят большое количество игроков. Соответственно, все взбудоражились, но после этого никакой новой информации уже не поступало.
Затем, совсем недавно, высказался по поводу Dino Crisis и сам Синдзи Миками — создатель Resident Evil. Он сказал, что не понимает, зачем сейчас нужен какой-то Dino Crisis, если есть успешный Monster Hunter, который полностью раскрыл тему динозавров.
Но, несмотря на это, фанаты продолжают надеяться на лучшее и ждут новостей о возможном возрождении любимой серии. Ведь кто знает, может быть, однажды мы всё-таки увидим новый Dino Crisis, который сможет вернуть былую славу и популярность этой замечательной франшизе.
Серия Max Payne
Сроки жизни: 2001-2012;
Разработчик: Remedy Entertainment (1 и 2 часть), Rockstar Games (3 часть);
Жанр: экшен шутер от 3-го лица;
Чем знаменита: абсолютно легендарная серия игр про самого мрачного и крутого копа в мире, с нуарной историей и драйвовым геймплеем.
Ну что ж, друзья, а завершим мы сегодняшний список, пожалуй, одной из самых культовых игр жанра шутеров от третьего лица. И, что самое главное, с абсолютно светлым будущим, ведь в данный момент сами Remedy Entertainment во главе с Сэмом Лэйком вовсю трудятся над ремейками первой и второй части. А финансирует всё это дело Rockstar Games. Это ли не чудо?
Но давайте для начала, как и всегда, отправимся в конец 90-х годов. По изначальному концепту, на фоне успеха шумевшей тогда Tomb Raider, Remedy и их издатель 3D Realms планировали сделать игру боевик от третьего лица с мрачным психологическим сюжетом и запоминающимся полицейским в главной роли.
Концепт по ходу разработки немного видоизменился, но сохранял свои ключевые элементы. Основной вклад же в создание фирменного художественного стиля внёс сценарист и дизайнер проекта — Сэм Лэйк. Он же, кстати, подарил Максу своё лицо с той самой легендарной физиономией, которая стала одной из основных частей фан-сервиса, который Лэйк активно поддерживает во всех своих проектах.
Сэм также предложил идею реализации повествования через комиксы, а не с помощью видео, чем существенно сократил затраты на производство.
И вот, в 2001 году выходит Макс Пэйн. Классическая история, написанная в точности по канону жанра. Динамичный геймплей с уникальной фишкой bullet-time, которая крайне удачно была встречена аудиторией, в том числе благодаря недавно вышедшей «Матрице». Ну и, конечно же, фирменный, неповторимый почерк Сэма Лэйка, который присущ всем его играм.
Игроки и критики в один голос пели Максу дифирамбы, и абсолютно заслуженно. Разумеется, после такого успеха, о продолжении заговорили практически сразу же. И ждать долго не пришлось — уже через 2 года выходит Макс Пэйн 2, на новом движке и с передовой на тот момент графикой.
Несмотря на то, что геймплейная формула осталась прежней, но с качественным улучшением всех аспектов игры — от физики тел регдолл до искусственного интеллекта противников, финансово игра выступила хуже, чем её предшественница.
Но серию хоронить не планировали, просто отложили её в долгий ящик, передав одной из внутренних студий Rockstar Games. Разумеется, что спустя рукава рок-звёзды отнестись к своему проекту не могли, а потому, в своей манере, выдали максимум с Макс Пэйн 3, которая вышла в 2012 году.
Пусть и место действия сменилось с мрачного Нью-Йорка на солнечный Сан-Паулу, студия не стала менять фирменный нуарный стиль оригинальной дилогии. Rockstar Games удалось по-новому взглянуть на жанр, предоставив при этом совершенно уникальный игровой опыт.
Макс Пэйн 3 вспоминают в первую очередь за умопомрачительный геймплей, с самой реалистичной физикой, искусственным интеллектом и графикой тех лет. Вы только вдумайтесь, с момента выхода прошло уже 12 лет, а третью часть по-прежнему многие называют лучшим TPS шутером всех времён.
Увы, но никакого дальнейшего хода игра не получила. В принципе, это было вполне ожидаемо — Rockstar Games в 2013 выпустит GTA V и откроет новую главу в своей истории с GTA Online. Какой смысл распыляться и тратить кучу сил и денег на разработку условного Макса Пэйна 4, если он и близко даже не подберётся по цифрам к тем показателям, которые выдаёт GTA. Ровно по этой же причине, мы вряд ли когда-нибудь увидим продолжение Red Dead Redemption. Но не будем о грустном.
Remedy уже чисто физически не могли заниматься проектом, так как права на Макса были у рок-звёзд. Однако Сэм Лэйк не раз говорил о том, что Пэйн для него — это важнейшая игра в жизни, и он был бы счастлив вернуться к этой истории.
И вот, в 2022 году, мечта сбылась. Remedy и Rockstar Games заключают соглашение на создание ремейков оригинальной дилогии. Сейчас разработка находится в активной стадии, а значит к следующему году уже можно будет ждать анонса и каких-то новостей.
Но, что самое главное — если ремейки выстрелят, в чём я даже не сомневаюсь, то вполне вероятно Макс Пэйн вернётся к жизни и получит перезапуск, сиквел или ещё какую-то игру в этой вселенной.
Друзья, а на этом наш список о пяти игровых серий, которым необходим перезапуск подошел к концу. Спасибо вам, что дочитали до конца! Если обычно говорят “Начали за здравие, закончили за упокой”, то у нас сегодня получилось совсем иначе. Немного погрустили в начале из-за отличных франшиз, которые вряд ли когда-нибудь получат перерождение, но зато к концу приободрились от хороших новостей про Макса Пейна и, возможно, Dino Crisis.
Также не забывайте заглядывать на наш сервис KUPIKOD! Там вы сможете не только купить игры Steam, но и пополнить баланс Steam по самым выгодным ценам. И не забывайте использовать промокод MEDIA, чтобы сделать свою покупку максимально выгодной!