После выхода S.T.A.L.K.E.R. 2 многие игроки испытали разочарование. Игра, которую ждали более десяти лет, оказалась весьма спорной — и это ещё мягко сказано. Технические проблемы, неоднозначные дизайнерские решения и общее ощущение «не того» Сталкера заставили многих задуматься о возвращении к истокам.
А истоки эти — оригинальная трилогия на движке X-Ray, которая за годы обросла внушительной коллекцией модификаций. Вместе с командой Купикод я отобрал десять самых интересных глобальных модов — включая две геймплейные модификации, настолько масштабные, что они полностью меняют восприятие от проекта.
Дилогия «Выживший. Побег из Зоны» + «Возвращение в Зону»
Эта дилогия представляет собой, на мой взгляд, одну из самых интересных попыток продолжить сюжет «Зова Припяти». Эта дилогия не блещет сюжетными откровениями или раскрытием той части мира, что не показали в оригинале — но в этом, пожалуй, её главное достоинство.
Разработчики проявили удивительную сдержанность в обращении с каноном: проект не брызжет отсебятиной, почти не трогая оригинальных героев — вместо этого мод органично заполняет сюжетные пробелы. Основной акцент сделан на новых историях и локациях, которых здесь действительно немало, причём все они отлично вписываются в существующий мир.
По уровню проработки и качеству исполнения дилогия определённо заслуживает внимания — уж точно на уровне «Чистого неба» относительно оригинала, если как-то показать разницу. Просто добротное приключение с изрядным списком добавленного контента — именно такой сиквел мы и заслужили.
Gunslinger mod
Gunslinger для «Зова Припяти» — чисто геймплейный мод, который добавляет новый рендер на существенно переделанном движке и... полностью перерабатывает взаимодействие с миром в сторону радикального повышения ощущаемого реализма.
Главная особенность мода — полностью анимированные действия персонажа. Каждое движение, будь то перезарядка оружия, использование аптечки или приём пищи, сопровождается детальной анимацией от первого лица. Оружейная система претерпела радикальные изменения: новые модели и анимации не уступают знаменитому Escape from Tarkov, а поддержка PiP (картинка-в-картинке) позволила реализовать полноценные оптические прицелы с настоящим увеличением картинки.
Помимо этого, полностью переработаны выбросы, ставшие ещё более впечатляющими и опасными, а сталкерский КПК превратился в полноценный интерактивный трехмерный объект. Словом, этот мод стоит хотя бы попробовать — особенно если вы предпочитаете классический геймплей.
SFZ Project
SFZ Project — амбициозная попытка переосмыслить оригинал через призму идей survival-horror. Несмотря на то, что проект всё ещё находится в разработке и относительно компактен по объёму контента, он уже сейчас способен подарить уникальный опыт исследования мира.
Мод мастерски нагнетает атмосферу постоянного напряжения, превращая знакомые области в место, где за каждым углом может таиться нечто невообразимое. Переработанная система освещения и звукового сопровождения усиливает эффект погружения, заставляя игрока постоянно оглядываться через плечо.
Даже в своём текущем, незавершённом состоянии, SFZ Project демонстрирует огромный потенциал. Разработчики сумели найти идеальный баланс между традиционным геймплеем S.T.A.L.K.E.R. и механиками хоррор-игр, создав поистине уникальный игровой опыт.
OGSR:GA
OGSR:GA — тот ещё эпический долгострой: мод в четырёх ипостасях практически непрерывно разрабатывают с 2007 по 2024 год (OGSM->OGSE->OGSR->OGSR:GA). В основе лежит концепция «Vanilla++» — пока другие пытаются восстановить «Тот Самый Сталкер» или творят что-то совершенно своё, эта часть модостроителей пытается именно доделать релизную «Тень Чернобыля».
Разработчики расширили практически каждый аспект игры: больше противников, больше контента, больше механик, больше всего — но не трогая «ядро» геймплея. За эти семнадцать лет мод успел обрасти переработанным рендером, а затем и новым движком, переработанным оружием из «Ганслингера» и множеством других улучшений.
В результате OGSR:GA воспринимается как нечто среднее между ремастером и ремейком оригинала — предлагая именно тот опыт, которого многие ждали бы от официального ремейка. Если вы хотите увидеть, какой могла бы стать «Тень Чернобыля» при должном развитии — OGSR определённо для вас.
Пенталогия «Апокалипсис»
Если вы ищете «самый глобальный глобальный мод» — то пенталогия «Апокалипсис» однозначно претендует на этот титул. Пять полноценных частей, действие которых разворачивается в параллельной оригиналу временной линии, стартующей после событий «Зова Припяти», предлагают поистине эпический масштаб повествования.
Модификация не стремится поразить игрока технологическими новшествами, переработанной графикой или оружием. Вместо этого разработчики сосредоточились на создании масштабной истории с несколькими протагонистами, каждый из которых привносит собственный взгляд на происходящие события. Здесь нет радикальных геймплейных изменений — только железнодорожный вагон контента и полностью параллельная таймлайну оригинала сюжетная ветка.
Впечатляет и количество контента: помимо обширной сюжетной кампании, мод предлагает множество новых локаций для исследования и побочных заданий. Каждая часть пенталогии добавляет свой уникальный штрих к общей картине, постепенно выстраивая сложную и захватывающую историю, достойную места в пантеоне лучших фанатских проектов.
Escape from Pripyat
Escape from Pripyat — даже не глобальный мод, а полная геймплейная конверсия оригинала. Эта грандиозная сборка, включающая более трёхсот модификаций, превращает знакомый проект в настоящий тактический survival-шутер, вдохновлённый Escape from Tarkov.
Сюжет здесь отходит на второй план — точнее, становится рудиментарным, уступая место фриплею. Главный акцент сделан на выживании и тактическом геймплее: вагон свежих механик, внушительный арсенал оружия с модульной системой модернизации (стволы реализованы немногим хуже «ганслингеровских», зато в куда большем масштабе) и, разумеется, высокий уровень сложности — жанр обязует.
Как и полагается тактическому шутеру в духе «Таркова», каждый бой здесь может стать последним. Выживание требует тщательного планирования, грамотного использования снаряжения и постоянной готовности к неожиданностям. Определённо стоит попробовать тем, кто всегда мечтал о более хардкорном «сталкерском» опыте.
Чистое Небо: Время Перемен
«Время Перемен» — одна из немногих по-настоящему глобальных ремейков для «Чистого неба», фактически превращающая игру в тот проект, каким он должен был стать изначально. «Время перемен» трансформирует «шутан с вертолётом» обратно в полноценную часть «сталкерской» серии, а не промежуточное звено-полустанок на пути к «Зову Припяти».
В проекте появилось значительно больше контента: новые герои, оружие, фракции и полностью доведенные до ума локации. Разработчики постарались исправить все недочёты оригинала, сохранив при этом его уникальную атмосферу и особенности геймплея. Теперь война группировок стала ещё более динамичной и непредсказуемой.
Можно выбрать версию 2.0, если хотите максимально приближенного к оригиналу опыта, или 3.0, где разработчики также точечно подправили историю «ЧН» — я советую второй вариант. В любом случае, это отличная возможность по-новому взглянуть на недооценённую многими вторую часть серии.
Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.
Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф. — один из старейших глобальных модов для «Тени Чернобыля», но от этого ни разу не устаревший. Напротив, его легендарный статус только крепнет со временем, и причин тому немало. В отличие от большинства «глобалок», предлагающих сиквелы или параллельные истории, здесь нас погружают в самое начало — времена зарождения Зоны. Да, перед нами приквел.
Сюжет разворачивается в период, когда не существовало ни укреплённого Кордона с деревней новичков, ни легендарного Бара, ни других привычных мест. Только гнетущая неизвестность, в которую игрок отправляется с исследовательской миссией и верным фотоаппаратом. Глубокая переработка карты создаёт совершенно особую атмосферу первопроходца, ступающего по неизведанной территории.
Особого упоминания заслуживает полная озвучка мода, включая свой OST, созданный специально для «Фотографа» и новые гитарные композиции у костров. Да, графически «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.» использует движок оригинальной «Тени Чернобыля», но в данном случае старая графика только усиливает атмосферу — особенно для ветеранов серии, помнящих первые шаги в Зоне.
Lost Alpha Director's Cut
LADC остаётся, пожалуй, самой масштабной попыткой вернуть тот самый «билдовский» опыт — как в плане геймплея, так и в плане сюжета. Масштаб впечатляет: игра стала втрое больше, причём каждая из бывших локаций «Тени Чернобыля» теперь по размерам сопоставима с мета-картами «Зова Припяти».
Технически игра выжимает из движка X-Ray максимум возможного. Полностью переписанный графический движок обеспечивает картинку уровня тайтлов середины-конца 2010-х, с улучшенными моделями, аниманиями, текстурами и современной системой освещения. Переработанная история органично сочетается с восстановленными механиками — от системы батареек до полноценного транспорта с реалистичной физикой и необходимостью заправки.
Вишенкой на торте становится многоголосая русская озвучка с участием части актёров озвучки «ТЧ», доступная в качестве отдельного дополнения. Lost Alpha Director's Cut однозначно заслуживает статуса must-play — это именно тот самый «Сталкер с Игромира», о котором мы мечтали в начале 2000-х. Мечтали, но не получили. Да и не могли получить, если честно…
Oblivion Lost Remake
Oblivion Lost Remake представляет собой ещё одну попытку воссоздать «билдовский» мир, но с принципиально иным подходом, нежели Lost Alpha. Если последняя делает ставку на целостную историю «по мотивам» диздоков, атмосферу и возможности собственного движка, то OLR следует пути инкрементальных улучшений, стараясь максимально точно воспроизвести ранние идеи из билдов.
Разработчики концентрируются на точечных изменениях: улучшении освещения, восстановлении вырезанных участков карты, воссоздании сюжета на основе концептов и дизайн-документов. При этом они принципиально избегают добавления собственных элементов даже там, где приходится буквально «шить на живую нитку», используя практически неизмененный движок «Тени Чернобыля».
Результат можно описать тремя словами: «Забагованный, атмосферный, неказистый» — именно таким был бы S.T.A.L.K.E.R., выйди он в 2003-2004 годах. Насколько это хорошо? Вопрос спорный. OLR, безусловно, аутентичен, но лично я отдаю предпочтение бесконечному стремлению к Мечте в исполнении Lost Alpha — тому самому «Сталкеру», каким он должен был бы быть. Не мог, но должен. Обязан.
Личный выбор: тройка лучших
Если выбирать из этой подборки тройку лучших модификаций, как минимум по значимости и влиянию на меня лично, то список будет выглядеть так: Gunslinger, Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф. и Lost Alpha. Хотя Escape from Pripyat вполне может поспорить с Gunslinger за место в этой тройке — я, признаться, до сих пор колеблюсь между ними.
Как бы то ни было, эта троица (или четвёрка) — однозначный must play для любого поклонника серии. Хотя и прочие тайтлы подборки, само собой, столь же великолепны.
Вердикт: возвращение к истокам
Каждая из представленных модификаций предлагает свой уникальный взгляд на мир Зоны, будь то возвращение к истокам, переосмысление геймплея или создание совершенно новых историй.
Кстати, о возвращении к истокам — для комфортной установки части модификаций подборки крайне желательно иметь лицензионные версии серии. Если у вас случайно не завалялись оригинальные диски, приобрести их можно на Купикод, включая гифты ТЧ/ЗП для российского региона Steam (где приобрести проекты GSC напрямую невозможно):
- Купить S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
- Купить S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо
- Купить S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти
Модостроители продолжают развивать вселенную Сталкера, создавая удивительные модификации, способные подарить другой взгляд на любимую игру. И пока в сообществе остаются такие энтузиасты, нам никогда не будет скучно возвращаться в эти опасные, но такие притягательные края… Всё же, Зона — это судьба.