Друзья, это продолжение недавно опубликованной статьи, а поэтому, чтобы лучше понимать контекст и суть повествования (ну и посмотреть другие игры, конечно), советуем сначала ознакомиться с первой частью, которую можно найти вот тут:
Если вы уже это сделали, то давайте не будем терять драгоценное время и перейдем к новому списку игр, которые преображаются на хардмоде. Поехали!
XCOM
Многие сейчас, кто играл в последние части этой серии, наверное думают: «Проходить XCOM на уровни сложности “безумие„ — это по-твоему весело?!». Нет, я считаю, что самый высокий уровень сложности в X-COM абсолютно поломанный и никак не сбалансированный. И дело тут даже не в повышенном ИИ врагов, увеличении их количества (хотя встретить 5 сектоподов на одном уровне — это настоящие безумие) и усугублении негативных последствий от ошибок игрока — вовсе нет. Все ломает проклятая система «попаданий», которая становится совершенно невменяемой, как по отношению к нашим бойцам, так и врагам.
Так что нет, речь сейчас пойдет вовсе не про самый высокий уровень сложности, а лишь об одной маленькой опции, которую можно включить при старте новой игры. И эта опция называется «Терминатор». Что она делает? Просто-напросто убирает к чертям все сохранения. Ни одну ошибку больше нельзя будет исправить загрузкой.
А если задуматься, то и правда, а какой вообще интерес и челлендж может дать игра, которая с помощью сейвскама проходится вполне себе легко даже на «безумии». Бой сложился не в твою пользу? Не страшно, просто загрузись и начни заново, к тому же, теперь-то ты в курсе о местоположении противников и их появление больше не станет для тебя сюрпризом. Ошибся? Не страшно, просто загрузись на ход назад и все, никто ж не осудит.
Но опция «Терминатор» нивелирует все эти преимущества. И делает из X-COM игру такой, какой она и задумывалась. Самой что ни на есть тактической стратегией. Теперь тебе придется обдумывать каждый свой шаг, просчитывать варианты, использовать весь свой опыт, навыки и арсенал, чтобы противостоять инопланетной угрозе.
Игра буквальным образом преображается, побуждая игрока больше не пренебрегать ее механиками, а осваивать и пользоваться ими на все 110%. В какой-то степени, XCOM начинает походить на Darkest Dungeon, когда любой поход в данж мог обернуться катастрофой и гибелью твоих самых сильнейших бойцов в команде.
Да, это неприятно, согласен, когда ты потратил не один час на то, чтобы вкачать своего любимчика до максимального лвла, а его наглым образом завалил какой-то гуманоид из бластера. Но в 99% случаев это произойдет из-за твоей ошибки, при тактическом просчете или банальной недооценке противника.
С этой опцией, становится уже не так принципиально важно, на каком уровне сложности ты будешь играть, ведь игра даже на «нормале» бросит пусть очень сложный, но в то же время честный вызов.
Fallout: New Vegas
Мы сейчас не будем вдаваться в бессмысленные споры и диспуты о том, какая же из частей Fallout лучше, и насколько вообще New Vegas в принципе каноничен и может относиться к франшизе. В рамках этой статьи нас все это мало интересует. А вот режим «хардкор» — уже совершенно другое дело.
Вообще, хочется начать с того, что все 3D-части Fallout, как, кстати говоря, и The Elder Scrolls, начиная с Oblivion — никакой хардкорностью не обладают совершенно. Все, что меняется вместе с уровнем сложности — лишь цифровые показатели урона/хп, нашего и вражеского. Ну и количество получаемого опыта. Все это выглядит настолько бледно и уныло, что обсуждать нет никакого желания.
Но вот работяги из Obsidian Entertainment зашли немного дальше и сделали в New Vegas отдельно подключаемую опцию «хардкор», которая с основной сложностью никак не связана. Но, честно говоря, без нее лично я себе эту игру уже не представляю.
И дело тут в том, что как таковой хардкорности этот режим не добавляет, несмотря на название. Он внедряет в игру несколько механик «реализма», включая потребность к еде, воде и сну. Помимо этого, боеприпасы теперь имеют вес, в отличие от оригинала, а лечить сломанную конечность можно лишь с помощью уникальных предметов, либо же у врача.
Ничего из вышеперечисленного не делает ваше прохождение сложнее, но зато играть становится намного интереснее! Именно благодаря этим простым, примитивным элементам, можно вполне себе прочувствовать на своей шкуре опыт выживания в ядерных пустошах постапокалиптической Америки.
И, что самое приятное, эти механики абсолютно органично встраиваются в геймплейный процесс. Например, потребность в еде и воде принуждает нас в некоторые моменты куда тщательнее исследовать мир в поисках необходимых ресурсов.
Ну а если герою неожиданно захочется прикорнуть, а вы находитесь посреди радиоактивного убежища или вообще, логова когтей смерти, то вам придется менять свою стратегию и подстраиваться под ситуацию.
Механики, добавляющие разнообразие в геймплей, которые стимулируют появление различных интересных ситуаций, и при этом никак не портящих общий баланс и устройство игры — на мой взгляд, идеальный пример отличного режима «реализма» в играх.
Kingdom Come: Deliverance
Вообще, хардмод в этой игре и то, насколько он углубляет все геймплейные механики и процессы, настолько обширен, что в рамках данной статьи максимально подробно разобрать его не представляется возможным.
Но, разумеется, не упомянуть о ней просто невозможно. Хардмод превращает KCD из RPG в самый настоящий симулятор жизни в средневековье! И тут невозможно выделить какой-то один главный элемент, как это было в представленных ранее играх.
Хардмод в KCD — это сложнейший, тщательно проработанный и выверенный механизм, каждая деталь которого работает на основную задачу — сделать опыт игроков более комплексным и полноценным.
Кроме того, разработчики поставили задачу передать главную тему и, можно сказать, травму мира KCD — то, что жизнь в те времена была далеко не сахар. И учитывая то, какой уровень реализма в повествовании и окружении (даже бытовых предметов) достигли работяги из Warhorse, нетрудно догадаться, что и геймплей они в своей игре хотели сделать точно такой же. Реалистичный и суровый, собственно, как и вся эта эпоха. Как минимум, опционально.
Alien: Isolation
Во множестве списков самых лучших хорроров всех времен можно частенько встретить Alien: Isolation, причем зачастую, как минимум, в «топ-5». Но, казалось бы, чем вообще может напугать Чужой? Если более 40 лет назад он, безусловно, мог довести одним своим появлением на экране до панической атаки, то сейчас к его облику, пардон, все уже привыкли.
И работяги из Creative Assembly прекрасно это понимали, поэтому игра пугает вас не самим Чужим, а этими моментами высшего напряжения, которые предшествуют его появлению. «Нет ничего страшнее закрытой двери» — говорил Альфред Хичкок. А он кое-что понимал в жанре ужасов.
И принятое «разрабами» решение о том, чтобы Чужого в игре невозможно было убить — как раз таки работает именно на вот этот самый момент напряжения. Когда ты не можешь победить врага, но лишь убежать — встречи с ним хочется избегать как можно дольше.
Поэтому ты начинаешь так ценить те моменты спокойствия и ощущения некоторой безопасности, пока это чудище не обратило на тебя внимание. Но все равно судорожно прислушиваешься к каждому звуку и отдаленному скрипу, ведь никогда не знаешь, откуда он появится в следующий раз.
И уровень сложности «кошмар» делает именно то, что должен делать хардмод в ужастиках — усиливает страх! Повышает ли он сложность? Ну, отчасти. Но он здесь нужен совершенно не для этого. Его цель — нагнать еще больше ужаса и паники и забрать у вас все моменты спокойствия. Сделать так, чтобы вы не расслаблялись ни на секунду и всегда были готовы к встрече с инопланетным монстром.
Да, тут присутствуют и абсолютно стандартные элементы, вроде повышения бдительности врагов — людей и андроидов, уменьшение количества ресурсов и тому подобное. Но это является далеко не ключевым фактором.
Те, кто играл, наверняка вспомнят те расслабляющие моменты, когда можно было спокойно открыть меню, посмотреть карту, передохнуть и продумать свой дальнейшим маршрут. Так вот, обо всем этом на «кошмаре» можно забыть, потому что карты у вас больше нет.
Вот так, теперь придется запоминать все пути, смотреть на ориентиры и надписи. Также у вас больше нет возможности узнать о состоянии ХП героини или количестве патронов в обойме — HUD’а ведь тоже больше нет!
Прибавим ко всему прочему еще и прокачанный ИИ у противников, включая, конечно же, самого Чужого, который теперь стал куда более агрессивным. Казалось бы — все, хватит? Но нет, самая вкусная ягодка только впереди.
Игра отбирает у вас еще и радар. Ну, как отбирает… Он, конечно, есть — вот только больше вредит, чем приносит пользу. Экран разбит, все постоянно глючит, расстояние до цели разное, противников отображает некорректно, да и, используя его, вы постоянно привлекаете к себе Чужого… В общем, проще его и вовсе не использовать. А лучше приложить чем-нибудь тяжелым.
Alien: Isolation не просто преображается, она по-настоящему раскрывается именно на самом хардкорном уровне сложности, заставляя вас панически вслушиваться в каждое шевеление ветерка и бояться лишний раз издать хоть какой-то мало-мальский звук. Ведь если ОН вас услышит, то шансов на спасение не останется…
Друзья, на этом подходит к концу наша вторая подборка игр, которые преображаются на хардмоде. Конечно, даже двух статей не хватит, чтобы уместить в них все подобные видеоигры, а потому пишите в комментариях, какими тайтлами вы бы дополнили эти списки?