5 игр-клонов GTA, оказавшихся лучше самой GTA

Топ 5 на наш взгляд
5 игр-клонов GTA, оказавшихся лучше самой GTA

Grand Theft Auto – это одна из самых популярных и успешных игровых франшиз в мире. Вышедшая в далеком 2001 году GTA III просто порвала всю индустрию видеоигр. Сумасшедшие продажи, рукоплескание со всех сторон – это был настоящий успех. И ведь так происходило с каждой частью. GTA V вон уже более 11 лет разрывает все чарты, аж со времен эпохи Playstation 3 и Xbox 360!

И конечно же, когда происходит подобные титанические сдвиги в индустрии, всегда найдутся те, кто захотят повторить успех. Это касается, впрочем, не только видеоигр – так работает рынок. Бизнесмены видят потребность на продукт подобного формата и стараются как можно быстрее занять свое место под солнцем, ведь спрос, даже на момент выхода GTA III – явно превышал предложение.

Но в связи с тем, насколько успешной стала первая 3D игра серии GTA, она можно сказать сформировала своим появлением новый жанр. Который, нужно отметить, встречался в игровой индустрии и задолго до выхода GTA III, но из-за по большей части низкого технического уровня исполнения, ни один из проектов не снискал подобной славы. Кроме, разве что, Mercenary 1985 года, которая считается первой игрой, которую можно отнести к такому жанру. Но несмотря на то, что она считается культовой у ретро-геймеров, современные игроки вряд ли даже хоть раз слышали это название.

Со временем в индустрии даже сформировался особый термин, который обобщал все вышедшие после GTA III игры с похожей геймплейной фабулой – GTA-клон. Несмотря на довольно оскорбительное название и негативный окрас, так принято называть не только те тайтлы, которые бездумно копировали концепт GTA, но и куда более оригинальные проекты.

Но для начала давайте разберемся, а как вообще определять GTA-клон? Для этого нужно взять за основу все 3D игры серии Grand Theft Auto, вычленить оттуда кор-механики и основной концепт, соединяющих их вместе. И что же мы получаем? Какие признаки GTA – основные?

Открытый мир, доступный для исследования вне миссий

Кор механики – стрельба и вождение автомобилей

История развивается через набор разных заданий, с быстрой наградой

Да, можно сюда конечно еще добавить кучу всего, но основное, что нужно для определения – мы получили.

Так что давайте же рассмотрим, какие игры смогли взять за основу вышеизложенные элементы, и не только предоставили игроку новый опыт, но и в каком-то моменте сделали это лучше, чем сама GTA.

Поехали!

Mafia

Начало криминальной истории Mafia
Начало криминальной истории Mafia

Заведомо предвкушая ваши мысли в данный момент – да, формально, первая Мафия не является клоном GTA хотя бы потому, что концепт ее был сформирован еще до того, как появилась GTA. И на момент выхода третьей части, разработка Мафии шла полным ходом. Но, увы, история распорядилась таким образом, что Мафия вышла позже, а поэтому обрела статус GTA-клона. Но повторюсь – не в уничижительном смысле, а исключительно жанрово определяющем.

Итак, что же мы имеем? Внимательные читатели наверняка уже заметили, что из трех частей Мафии только третью можно отнести к GTA-клону по тем элементам, которые я обозначил в самом начале статьи. Что ж, и да, и нет. Очень условно – открытый мир все таки есть в первых двух частях. В оригинальной Мафии он доступен через отдельный режим “Прогулка”, а во второй – можно спокойно кататься по городу и устраивать хаос в промежутках между различными этапами задания.

Все остальные элементы, бесспорно, присутствуют. Так что давайте же разбираться, чем серия Мафии может быть лучше ГТА?

И тут необходимо сделать небольшую ремарку. Когда я говорю “лучше” – это не значит, что серия GTA плохая или в целом она хуже – вовсе нет. Это значит лишь только то, что какие-то отдельные элементы в той или иной степени объективно куда более качественно проработаны, вот и все. А теперь, можно продолжить.

Бар, так полюбившийся в Mafia
Детализация 3D моделей в пух и прах уделывает GTA 3 и даже будущую Vice City

Итак, приступаем. Чем же первая Мафия сильно выделяется на фоне GTA III? Разумеется кроме сеттинга, его мы сравнивать не будем. Конечно же, куда более проработанным сценарием и персонажами.

Сюжет GTA III, скорее всего, не вспомнят даже те, кто проходил ее неоднократно. И не только потому что Клод всю игру косплеит Гордона Фримана – у нас есть множество примеров, где немой персонаж вовсе не означает, что сюжет игры будет скучен и банален.

В первую очередь это происходит из-за кучи однотипных заданий, которые никаким образом не двигают вперед историю и не развивают персонажей. Это просто набор некоторых поручений, которые герою нужно выполнить, чтобы достичь своей цели. Согласитесь, навряд ли кто-то из вас сопереживал Клоду и по-настоящему проникся его историей?

Так ли интересна GTA III?
Клод в последствии появится в качестве камео в San Andreas, где по-прежнему не будет уметь разговаривать

Филлерные задания – это вообще беда всей серии GTA. Больше всего за них ругают GTA IV, но и даже в GTA V их полным полно. В принципе, это же касается даже серии Red Dead Redemption.

Ровно все наоборот устроено в Мафии. Каждая миссия нам постепенно раскрывает сюжет и историю главного героя – обычного таксиста, Томми Анджело. По мере того, как идет продвижение по игре, мы все больше и больше проникаемся протагонистом. Нам понятны, и в какой-то степени близки, его мотивы, желания и поступки. И при всех тех совершенных им преступлениях – мы видим в нем хорошего человека, несмотря ни на что.

И в целом кинематографическое построение истории просто на три головы превышает то, что было показано в GTA III. И дело тут вовсе не в разнообразии миссий – что в GTA, что в Мафии, у нас кор-механики абсолютно идентичны – езжай туда, постреляй, езжай обратно.

Помимо сюжета, можно отметить и более проработанную физику машин (конечно, ведь Мафия изначально должна была быть автосимулятором), и множество реалистичный механик – от поведения копов, до возможности заправлять автомобиль. И про это все можно рассуждать вечно. Но то, что сюжетная часть в Мафии присутствует не просто для галочки – отрицать невозможно.

The Scarface: The World is Yours

Scarface в своем истинном обличии
Scarface в своем истинном обличии

В прежние времена было огромное количество игр, которые делаются по фильмам. Сейчас же наблюдаем ровно обратную ситуацию. Хоть это и весьма иронично, но к проектам по лицензиям никогда не относились положительно. Потому что по большей части это были неуклюжие, топорные и сделанные на коленке игры, которые вывозили исключительно на громком имени.

И Scarface, в какой-то степени, тоже можно отнести к подобным проектам. Вышла она весьма и весьма спорная, получив относительно неплохие оценки и отзывы журналистов в 2006 году, которых, кстати говоря, часто в те времена обвиняли в “проплаченном” мнении. Но при всем при этом, в ней был целый ворох недостатков и неоднозначных решений, которые игроками воспринимаются весьма противоречиво.

Но были у Scarface весьма неожиданные и крайне интересные механики, благодаря которым она сегодня и попала в наш список. И кстати, на соответствие ГТА-клону ее даже рассматривать не нужно – в этом плане, тут все четенько. Криминал, открытый мир, Майями, пушки, тачки, деньги – эталонный представитель ГТА-клона.

Для начала давайте поговорим о том, за что часто критикуют серию GTA? Дам даже подсказку, в последней игре от Rockstar Games – Red Dead Redemption 2, тоже присутствует этот косяк, который вот уже на протяжении стольких лет кочует из одной игры в другую. Ответ – экономика.

Say Hello To My Little Friend! в Scarface
Несмотря на то, что Аль Пачино отказался озвучить своего героя в игре, свою легендарную внешность он ему подарил

Казалось бы, все игры GTA крутят вокруг одной вещи – деньги. Разумеется, раз у нас криминальная тематика, а цель любого криминального элемента довольно проста – заработать как можно больше денег. Только вот в чем проблема, девать-то эти деньги – некуда. Они совершенно обесцениваются на протяжении игры.

Если в Vice City и San Andreas с этим было еще куда не шло – мы могли покупать новые бизнесы и тем самым открывать дополнительные задания – то в GTA IV это вообще доведено до какого-то абсурда. После пресловутого ограбления банка, у Нико становится столько денег, что даже если каждый день ходить в бары, самые лучшие рестораны, играть в дартс и боулинг с Романом – потратить их будет просто нереально.

В GTA V эту ситуацию попытались исправить – добавили возможность покупать бизнесы, машины, яхты, самолеты. Но какой от этого толк? При покупке бизнеса ты будешь получать какие-то абсолютно ничтожные дивиденды и редкое задание в духе “возьми фургон и приедь на точку”.

Про покупку транспорта я вообще молчу. Заказываешь ты значит себе Adder за 1 000 000 баксов. Привозят его тебе в гараж, выезжаешь на улицу – а повсюду ездят десятки таких Adder’ов. Ну и зачем я вообще ее покупал? Ее даже нельзя вызвать по телефону, использовать в сюжетных заданиях – тебе всегда будет выдаваться транспорт, который принадлежит герою по сюжету.

Легендарный кадиллак в Scarface
Ну куда же без легендарного Кадиллака Тони с леопардовой обшивкой!

С RDR 2 та же самая ситуация, даже еще хуже. Покупать тут нечего, а все пушки улучшить можно буквально за пару часов игры. После этого про деньги можно забыть. И зачем вообще они хотели вернуться за вещами в Блэкуотер, если у Артура в кармане несколько тысяч баксов, которых за глаза хватило бы на обустройство всех членов банды на Таити?

Что ж, те, кто играл в Scarface, наверное уже поняли, к чему я веду. Да, при всей неоднозначности этой игры, дубовых перестрелках, странному управлению автомобилем и прочим шероховатостям, экономика – это лучшее, что есть в игре. Кроме саундтрека, разве что.

И так, вот в чем заключается в принципе смысл всей игры. Тони Монтано потерял все, и теперь ему нужно заново восстановить свою криминальную империю по торговле волшебной пудрой. И игровой процесс устроен таким образом, что цели героя и игрока – совпадают. Тебе тоже хочется заработать как можно больше денег в игре, потому что это, блин, чертовски увлекательно!

Мясная перестрелка в Scarface
На удивление, мясные перестрелки оказались довольно зрелищны

Ну да, пускай не всегда это весело – есть много однотипных заданий, которые приходится выполнять, но как много бы ты не заработал денег – тебе всегда есть куда их потратить!

Хочешь новую тачку? Это тебе обойдется в копеечку, но за это ты получишь уникальный автомобиль, который будет только у тебя. И даже если ты его где-то оставишь или поломаешь – тебе всегда его может привезти в любую точку карты твой личный водитель. Вот это я понимаю сервис.

Надоел интерьер в особняке? Да не вопрос, отвали несколько миллионов долларов и улучши его! Помимо репутации, о которой поговорим чуть позже, ты получишь еще и эстетическое удовольствие – ведь по обновленному особняку можно погулять, любуясь новым ремонтом.

А это я еще не сказал про инвестиции, в которые тоже можно вкладываться. Откуп полиции – отдельный разговор. Как и отмывание денег в банке – конечно, ведь если ты носишь с собой после успешной сделки гору налички в кармане, забыл ее положить в банк и погиб на задании – можешь попрощаться со своими денежками.

И да, отмывая деньги, не забудь заплатить комиссию, которую обязательно потребует от тебя директор банка. Хочешь выгоднее? Отправляйся на острова и храни свои деньги в офшорах, с более низкой комиссией.

Наглядная экономия денег на острове в Scarface
Острова в игре занимают гораздо более важное место, нежели в фильме

И это все еще не связано с тем, что тебе для продвижения по сюжету, как в Vice City – необходимо покупать бизнесы. Так что за все прохождение Scarface не будет ни одного момента, разве что в самом-самом конце, когда тебе было бы некуда потратить кэш, полученный с продаж веселящей муки.

Да, я соглашусь с тем, что гринд ради прохождения сюжета – это далеко не самое лучшее решение. Но деньги в Scarface ощущаются совершенно иначе, нежели как в серии Grand Theft Auto, и ,объективно, эти механики куда более проработанные и увлекательные, чем “купи кинотеатр за 10 000 000 $, чтобы смотреть там кино бесплатно, а не за 15$”

Sleeping Dogs

Главный постер в Sleeping Dogs
Главный постер в Sleeping Dogs

История разработки Sleeping Dogs в целом вышла очень драматичной. Изначально игра планировалась третьей номерной частью в серии True Crime, относительно популярной франшизе нулевых. Но, не вдаваясь в детали, слишком много объективных факторов повлияло на то, что True Crime: Hong Kong не состоялась, прыгала от одного издателя к другому и в конечном итоге под крылом Square Enix превратилась в то, что мы получили по итогу.

И если оригинальная серия хоть и формально, но являлась клоном GTA, все же у нее было одно принципиальное отличие – играли мы за полицейского. В Sleeping Dogs Вэй Шень тоже коп, только под прикрытием, а поэтому большую часть времени он будет не то чтобы изображать уголовника, а по сути им и станет. Но это уже отдельная история, и мы сейчас не будем вдаваться во все нюансы сюжета.

По итогу, Sleeping Dogs вышла весьма спорной и неоднозначной игрой. Несмотря на отличный сеттинг, прямиком из Гонконгских боевиков 80-90х годов, интересный сюжет, держащий в напряжении до самого конца и неплохо поставленные драки, от которых веяло системой из Бэтмена, игра продалась просто отвратительно, а саму студию прикрыли.

Гонконг в Sleeping Dogs
Гонконг существует буквально на стыке двух культур, что хорошо заметно в самой игре

Но не взирая на все это, простыми игроками она была принята очень тепло, и многие называли ее куда более захватывающей, интересной и динамичной, нежели вышедшая несколько лет назад GTA IV, которая, кстати, была невероятно коммерчески успешна.

Но мы все таки здесь собрались не для того чтобы выяснить, что же у работяг из United Front Games не получилось, а наоборот, чем же таким может похвастаться Sleeping Dogs?

Для этого давайте вернемся в 2008 год, когда состоялся релиз GTA IV. Разработка Sleeping Dogs (только под другим названием) в то время шла уже, кстати говоря, полным ходом. Миллионы геймеров по всему миру кинулись учинять хаос на улицах мрачного Либерти Сити, руками сербского брутального киллера – Нико Беллика. Как обычно это бывает с серией GTA – восторгам не было предела. Хотя некоторые элементы все-таки подверглись легкой и мягкой (с Rockstar по-другому и не бывает) критике.

Ругали конечно же темп в миссиях, и в принципе общую динамику игры. Она стала замедленной, и проявлялось это везде – от анимации персонажей и автомобилей до скорости развития сюжета и отдельных миссий. В GTA IV был сделан сильный упор на реализм, что кстати сами же Rockstar изменили в последующей части.

Зрелищные драки в Sleeping Dogs
Драки в игре и по сей день доставляют неимоверное удовольствие!

И тут на сцену выходит Sleeping Dogs. Игра со странноватой физикой автомобилей, абсолютно никакущей (на фоне GTA) стрельбой, которую добавили в самый последний момент, но невероятно драйвовым и ураганным геймплеем.

И достигнуто это было благодаря более разносторонней геймплейной системе, поэтому все миссии не казались однообразными и повторяющимися. Также из-за небольшого мира игры были сильно сокращены унылые поездки из одной точки в другую, в угоду непосредственному геймплею. Будь то драки, перестрелки или погони, которые не только выглядят более зрелищно, но и обладают большим набором возможностей – к примеру, прыгать с одной машины на другую.

И поэтому, если проходить Sleeping Dogs, не отвлекаясь на различные побочные задания, то сложится такое впечатление, будто ты посмотрел отличный Гонконгский триллер-боевик, который по ходу развития только набирает обороты, не провисает по темпу и постоянно держит в напряжении.

Just Cause

Трансформация героя в Just Cause
Трансформация героя в Just Cause

Если бы у слова безумие была игра-воплощение, то ей бы однозначно стала Just Cause. Вообще приравнять к GTA-клону можно разве что первую часть, которая в некоторых местах очевидно пыталась копировать многие механики и элементы франшизы. Но по мере выхода сиквелов, она все дальше и дальше стала отдаляться от GTA и начала жить абсолютно обособленно, сама по себе.

Да и сама серия про бравого американского спецагента, который в одиночку противостоит диктаторам по всему миру, часто подвергается критике со стороны как журналистов, так и игроков. И, на самом деле, не без причины. Ужасающая физика машин, черт пойми какая стрельба, наитупейший и абсолютно блаженный сюжет и еще куча различных огрехов. Так и в чем же кроется здесь вообще преимущество?

Безумства в Just Cause
Ну в какой игре еще можно вытворять что-то подобное?

Существует мнение, что серию GTA многие игроки любят за то количество беспредела и хаоса, которое можно там устраивать. Войны с полицией, подрыв машин, бу-бух, ба-бах в разные стороны, все круто, все безумно. Rockstar этому даже посвятили целого отдельного героя в GTA V – Тревора.

Друзья, но тот уровень и масштаб беспредела, который происходит в Just Cause не идет ни в какое сравнения с GTA. Разработчики осознанно выкрутили градус ЭКШЕНА и БЕЗУМИЯ просто до каких-то запредельных высот.

А львиную долю в этом всем сыграл крюк-кошка, который с каждой новой частью все меньше походит на реальный прототип. Помимо того, что Рико может цепляться им абсолютно за что угодно, так в новых играх серии он теперь способен скреплять между собой вещи. Это я еще молчу про реактивные ускорители, которые можно приделать к ЛЮБОМУ движущемуся объекту в игре. Даже к корове.

Все эти вещи создают просто невероятный простор для экспериментов, которые ограничиваются исключительно вашим изображением. Согласитесь, такой свободы действия и возможностей не представляет не то что GTA, а вообще любая другая игра песочница.

The Simpsons: Hit & Run

Постер The Simpsons: Hit & Run
Постер The Simpsons: Hit & Run

Иронично, но последней игрой в списке у нас опять, как и Scarface, является проектов по лицензии. А знаете, что самое забавное? Разработчики Scarface и Simpson – одна и та же студия! Да, Radical Entertainment делала ГТА-клоны еще до того, как это стало мейнстримом.

Но какой к черту из Симпсонов ГТА-клон, спросите вы? Пф, дак разработчики сами этого и не скрывали. Игра является чуть ли не пародией на GTA III, и многие элементы геймплея были позаимствованы оттуда. Только завернуто это все в более добрую упаковку, ведь игра рассчитана на куда более широкую аудиторию.

Дом, знакомый многим в The Simpsons: Hit & Run
У каждого играбельного персонажа свой личный автомобиль, который соответствует канону

И учитывая сколько отсылок в самой игре к ГТА – разрабы явно сами над собой же и подшучивали за копирование механик. Но по итогу все это сыграло только на пользу, ведь Симпсоны получились потрясающими! Великолепный юмор, знакомые и близкие всем персонажи из мультфильма, возможность еще и поиграть за все семейство (и не только)! И казалось бы, как тут вообще что-то можно сравнивать?

Но есть все-таки один момент, который на удивление в Симпсонах сделан намного лучше, чем в GTA III. И это – езда на автомобилях. Совершенно удивительно, как работягам из Radical Entertainment удалось достичь такой крутой аркадной, но в то же время и реалистичной, физики. Многие рецензенты тех лет отмечали этот поразительный факт.

Открытый мир в The Simpsons: Hit & Run
Версия Спрингфилда в Simpsons: Hit & Run признана одной из самых правдоподобных в видеоигровых адаптациях

В целом же, Симпсонов даже не хочется называть ГТА-клоном, ведь она получилась настолько самобытной, по-своему оригинальной, душевной и ламповой, что ни одна часть ГТА не сможет подарить схожие эмоции, как игра про милую семейку желтых человечков.

Друзья, а на этом все. В заключении, хотелось бы отметить один факт. А вы заметили, что за последние годы так называемые “ГТА-клоны” буквально пропали с игрового рынка? Если взглянуть на нулевые, то там чуть ли не по несколько подобных проектов выходило в год! Куда же они все подевались? Неужели жанр себя исчерпал, и мы больше не увидим в нем достойных проектов?

Делитесь своим мнением в комментариях, будет интересно обсудить!

С помощью сервиса Kupikod можно пополнить стим без комиссии.

Понравилась статья? У нас есть ещё больше 🫦

Больше контента:

article image
Сюжет Helldivers: Какие есть расы и как выстроился лор игры
Министерство Правды просит вас изучить основы демократии
Никита Прокофьев
@Прокофьев06.05.2024 09:52
banner